Многими авторами выделяется ряд социальных механизмов, которые могут способствовать преодолению негативных факторов в профессионализации молодых специалистов.
Прежде всего, необходимо обратить внимание на повышение престижности, привлекательности сельского труда. При этом можно выделить две составляющие престижности – социальная приемлемость (одобряемость) сельскохозяйственных профессий и наличие достойного материального вознаграждения. Социальная одобряемость сельского труда может быть достигнута только через формирование в общественном сознании положительного образа сельского труженика. Уровень материального вознаграждения молодых специалистов возможно поднять через механизмы государственной финансовой поддержки.
Вторым социальным механизмом профессионализации, тесно связанным с первым, следует считать повышение социальной защищенности и комфортности условий проживания специалистов сельскохозяйственных предприятий. На это должны быть направлены программы социального развития села и устойчивого развития сельских территорий.
И еще один социальный механизм профессионализации молодых специалистов - обеспечение социальной защищенности потенциальных специалистов на этапе профессиональной подготовки, обеспечение возможности получения образования по выбранной профессии. Имеется в виду как обеспечение доступа к образованию тем, кто пригоден к конкретной профессии в силу своих личностных характеристик и устремлений, так и определенные меры финансовой поддержки со стороны государства. Это может быть достигнуто через разработку государственных программ кредитования абитуриентов путем предоставления образовательных кредитов, которые впоследствии могут быть «прощены», если выпускник проработал на селе определенный срок. Отсев «случайных» людей при отборе будущих студентов может быть достигнут через введение дополнительных собеседований при поступлении.
Система управления профессиональным развитием кадров АПК – важная составная часть процесса профессионализации. Это комплекс мер, разрабатываемых государством, которые направлены на обеспечение возможности получения необходимых знаний, умений и навыков руководителями и специалистами предприятий (через создание и обеспечение функционирования сети аграрных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, проведение семинаров-совещаний специалистами органов управления АПК и т.д.) и соответствие этих знаний реальным потребностям профессионального развития персонала (через формирование учебных и иных образовательных программ на основе анализа реальных потребностей в обучении).
Исходной позицией анализа потребностей в обучении руководителей и специалистов АПК является изучение сферы их компетенции через выяснение наиболее существенных проблем и вопросов, которые они не в состоянии на должном уровне решить самостоятельно. Дополнением к этому выступает изучение мнения самих потенциальных обучающихся через их анкетирование до и после процесса обучения.
В ходе исследования сформирована и частично опробована комплексная методика, включающая в себя трехстороннюю оценку потребностей в обучении – со стороны обучающих органов, со стороны органов государственного управления АПК, со стороны обучающихся.
Результатом применения разработанной методики стало выделение актуальных областей знаний с указанием формы обучения (см. таблицу 1).
Таблица 1
Знания, необходимые руководителям АПК, и формы обучения
№ |
Область знаний |
Вопросы и проблемы |
Формы обучения |
1. |
Экономические дисциплины (финансы, экономика, маркетинг) |
Государственное регулирование АПК края |
Повышение квалификациями |
Кредитование, его виды. Требования к получателям кредитов. Льготное кредитование. |
Повышение квалификации или семинар-совещание | ||
Планирование и прогнозирование в экономике. Планирование затрат. Формирование стратегии развития хозяйства. |
Повышение квалификациями | ||
Реформирование экономики предприятий. Экономическая интеграция. |
Повышение квалификациями | ||
Маркетинговые знания: продвижение продукции на рынок, ценообразование, планирование закупок и сбыта. Маркетинговая стратегия предприятия. Бизнес-план |
Повышение квалификациями | ||
Методы стимулирования. Экономика труда и организация заработной платы. |
Повышение квалификациями, семинар-совещание | ||
Налоги и налогообложение. Единый сельхозналог. |
Повышение квалификациями | ||
Некоторые вопросы бухгалтерского учета |
Повышение квалификациями | ||
2. |
Право |
Управление собственностью, выделение имущественных паев. Защита интересов собственника. |
Повышение квалификации или семинар-совещание |
Гражданское право: правила составления договоров и заключения сделок. Права и ответственность сторон. Действия в случаях нарушения сторонами условий договора. Решение спорных вопросов в суде. исполнение и оспаривание судебных решений. Служба судебных приставов: функции, права, обязанности. |
Повышение квалификациями | ||
Административное право. Органы государственной власти, их компетенция, взаимоотношения с органами муниципальной власти и хозяйствующими субъектами различных форм собственности |
Повышение квалификациями | ||
Конституция РФ. Государственная символика РФ. |
Повышение квалификациями | ||
Новое в законодательстве о земле и землепользовании |
Повышение квалификациями | ||
Трудовое право: Трудовой кодекс РФ; должностные инструкции; трудовой договор. Основные документы кадрового делопроизводства – что должен знать руководитель. |
Повышение квалификациями | ||
3. |
Сельскохозяйственное производство |
Техническое и технологическое перевооружение АПК |
Повышение квалификациями |
Энергоресурсосберегающие технологии в АПК |
Повышение квалификациями, семинар в базовом хозяйстве | ||
4. |
Менеджмент |
Управление предприятием в кризисных ситуациях |
Повышение квалификациями |
Работа с персоналом: поиск, подбор, закрепление кадров; профессиональное развитие кадров. |
Повышение квалификациями | ||
Планирование рабочего времени руководителя |
Повышение квалификациями | ||
Информационные технологии в управлении: основы информационной культуры, техническая база информационных технологий, системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение |
Повышение квалификациями | ||
Психология управления |
Повышение квалификациями |
Прочее о социологии:
Возрастные различия с первым сексуальным партнером.
Выравнивание среднего возраста сексуального дебюта мужчин и женщин не означает уравнения хронологического возраста первых сексуальных партнеров. Распространенное мнение, что современные юноши и девушки начинают сексуальную жизнь с ровесни ...
Безопасный секс
Либерализация сексуальной морали и рост подростковой сексуальной активности в условиях, когда молодые люди не имели адекватной сексуальной информации, повсеместно сопровождались социальными и эпидемиологическими издержками – увеличением ч ...
Современное положение брачности в России
Наряду со снижением рождаемости имеет место и сокращение брачности. Если падение рождаемости началось с середины 60-х гг. XX в., то существенное снижение брачности произошло лишь в последние годы: 1990 г. — 1320 тыс. браков, 1998 г. — 849 ...