Введение должности специалиста по социальной работе в состав бюро МСЭ находится в соответствии с современными требованиями, которые предъявляются к учреждениям медико-социальной экспертизы.
Применения к должностным обязанностям специалиста по социальной работе в структуре деятельности по МСЭ относят следующие:
-участие в оценке тяжести заболевания;
-оценка категории и степени выраженности ограничений жизнедеятельности с учетом социального статуса;
-оценка реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза;
-оценка социально-бытового статуса;
-определение мер социальной защиты, включая реабилитацию, при необходимости – коррекция мер;
-выявления лиц, нуждающихся в социально-медицинской помощи;
-выявления причин возникших медико-социальных проблем у инвалидов, проходящих экспертизу;
-содействие в решении этих проблем;
-содействие интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи инвалидам;
-содействие в устройстве инвалидов в лечебно-профилактические и учебно-воспитательные учреждения;
-содействие более широкому использованию каждым инвалидом собственных возможностей для социальной самозащиты нуждающихся в этом людей;
Специалист по социальной работе должен знать постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов, нормативные и другие руководящие материалы по социальной защите населения, знать психологию, социологию, основы общей и семейной педагогики, формы и методы воспитательной работы и просвещения, права инвалидов, нормы жилищного законодательства, организацию санитарного просвещения, передовой отечественный и зарубежный опыт социальной работы.
В аспекте рассматриваемого вопроса приобретают значения и умения, которыми должен овладеть специалист по социальной работе.
Он должен уметь:
-выслушивать больного с пониманием;
-выявить информацию и собрать факты, необходимые для анализа и оценки ситуации;
-посредничать и улаживать отношения между конфликтующими лицами, группами;
-интерпретировать социальные нужды и докладывать о них в соответствующих службах, инстанциях;
-активизировать усилия подопечных по решению собственных проблем.
Специалист по социальной работе в структуре общей технологии экспертно-реабилитационной работе занимает как бы промежуточное место между экспертом-клиницистом и специалистом по реабилитации. Не имея медицинского образования, он пользуется клинической информацией для организации своей деятельности. Со специалистом по реабилитации специалист по социальной работе взаимодействует на этапе разработке и реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов.
Одной из задач специалиста по социальной работе в составе бюро МСЭ является определение социального статуса инвалида, что должно быть осуществлено при социально-бытовой и социально-средовой диагностике. Принимаются во внимание образовательный уровень, профессия, состояние трудовой занятости, семейное положение.
Последнее обстоятельство особенно важно для суждения о возможностях социальной реабилитации, которая является прерогативой специалиста по социальной работе. Инвалид в семье – это человек, вызывающий сочувствие близких родственников и, вместе с тем, обременяющий членов семьи в связи с необходимостью осуществлять физическую и социально бытовую помощь инвалиду. Семья как один из инструментов социальной реабилитации, в зависимости от ее структуры и психологической направленности членов, может выполнять либо активизирующую, реабилитационную роль, либо тормозящую спонтанную деятельность, проявляя «гиперопеку» и «сверхзащиту» инвалида, прикрывая его от каких-либо попыток выполнения общественно полезной деятельности.
Задача специалиста по социальной работе заключается в том, чтобы не только выявить состав семьи, определить ее установку по отношению к инвалиду. Но и сформировать установку этой семьи на реабилитацию инвалида с учетом социально-экономических возможностей и социальной культуры ее членов.
Прочее о социологии:
Анализ форм и методов социальной работы Подразделения по делам несовершеннолетних
органов внутренних дел г. Тында
Организация деятельности ПДН по общей профилактике правонарушений среди несовершеннолетних построена по принципу незамедлительного информирования следующих ведомств: 1) Орган прокуратуры – о нарушения прав и свобод несовершеннолетних. 2) ...
Элитистский подход и менеджментная теория элиты
Элитистский подход продолжает классическую традицию анализа элиты как относительно сплоченной группы, выполняющей властные функции. При этом значительное внимание обращается на разнородность элиты, ее структуру, способы влияния на обществ ...
Развитие Интернет-коммуникации
Информационные и коммуникационные технологии появились в России не в 90 гг., а гораздо раньше, ведь к ним относятся и чипы, и компьютеры, и телекоммуникации. Но то, что собственно воплощает их революционное воздействие, осуществилось в на ...