Становление любой науки связано с ее институционализацией, то есть приобретением данной наукой всех атрибутов социального института. Выделяются две формы институционализации: внешняя и внутренняя. В процессе внешней институционализации науки можно выделить три основных направления, последовательное развитие которых углубляет институционализацию:
появление и рост разного рода публикаций, а также создание специализированных периодических;
включение новой науки в систему образования;
создание как национальных, так и межнациональных обществ и ассоциаций, а также различных специализированных научных учреждений.
Процесс внутренней институционализации любой науки, в том числе и социологии, означает формирование самосознания ученых, совершенствование организационной структуры науки, наличие устойчивого разделения труда внутри новой научной дисциплины, т.е. появление всего того, что существенно способствует процессу производства и систематизации знаний в данной области познания.
Прохождение процесса институционализации социологии как науки, по мнению Г.С. Батыгина, условно можно разбить на пять основных этапов:
Первый этап - 1860-1890 гг.
Второй этап - 1890 г. - начало XX в.
Третий этап - первая четверть XX в.
Четвертый этап - 20-е - 30-е годы XX в.
Пятый этап - конец, 50-х - 90-е годы XX в.
Первый этап (1860-1890 гг.). Развитие социологии в России, так же как и на Западе, происходило в тесной связи с позитивизмом. Идеи О. Конта были известны уже в 40-50-е годы, но только в 60-е годы началась широкая популяризация позитивизма в России. Теоретическую основу позитивизма составляли идеи об исторической эволюции человеческого общества. Во время первого этапа появление новой науки было встречено довольно настороженно правящей бюрократией. В России со стороны властей с самого начала к социологии сложилось негативное отношение.
Систематическое социологическое образование во многих западных странах начало появляться в последней трети прошлого века. В это время в Европе, Америке и России предпринимаются первые попытки ввести преподавание социологии в высших учебных заведениях. Это был период самоопределения социологии как научной дисциплины и начало ее институционализации. В России первый специальный курс лекции о О. Конте был прочитан уже в конце 70-х годов XIX века И. В Лучицким.
В начальный период звучали многочисленные возражения против социологии как новой самостоятельной науки общего характера. Социологию или сводили к какой-либо уже сложившейся конкретной науке, либо представляли как совокупность всех конкретных наук. Это было связано с рядом причин. Одна из главных причин была связана с мнением о том, что социология не имеет своего специфического объекта изучения, а поэтому она способна только суммировать выводы, полученные другими науками. Другой причиной было то, что первые русские социологи не имели специальной социологической подготовки, что было свойственно на первом этапе и для других стран.
Второй этап (1890-е г. - начало XX в). В конце XIX века позитивистская социология в России столкнулась с глубокими теоретическими трудностями. Кризис механического естествознания приводит к усилению антипозитивистского течения, которое выступило против изучения общества с помощью естественнонаучных методов, против сближения социологии с естествознанием. Они считали невозможным рассматривать общественную жизнь как естественно - натуралистический процесс. Неокантианство в России условно можно разбить на три группы:
ортодоксальное ядро (социологическая гносеология) - А.С. Лаппо-Данилевский, Б.А. Кистяковский;
концепция, близкая к философскому иррационализму (субъективно-нормативная) - П.И. Новгородцев, (В.М. Хвостов);
вариант “индивидуального психологизма” (психологическая интерпретация неокантианства) - Л.И. Петражицкий и его последователи.
Шло дальше развитие и марксистской социологии (исторического материализма). Марксизм стал рассматриваться как возможный вариант, возникающий при объяснении и поиске путей эволюции России.
Третий этап (первая четверть XX века). Начало XX века связано с наступлением третьего этапа в развитии русской социологии. В это время происходит четкое самоопределение социологии как общей теории. Ведущей школой становится неопозитивизм - А.С. Звоницкая, К.М. Тахтарев, П.А. Сорокин.
В годы столыпинской реакции социология вновь была зачислена в разряд “нежелательных областей знания”. Несмотря на все препятствия со стороны правительства, русские профессора, увлеченные социологической наукой, не хотели отставать от Запада и развернули кампанию за преподавание социологии в русской высшей школе. Для того чтобы успокоить правительство, они стали утверждать, что социология - это наука, которая выступает за “общественную солидарность", “прочный общественный порядок", “вызывает опасения самых левых течений общественной мысли". Но, несмотря на все старания ученых, русское самодержавие до самой революции так и не смогло понять научную и социальную функции, которые были присущи социологии. Гонения социологии со стороны правительства привели к значительному отставанию русской социологической мысли от западноевропейской.
Прочее о социологии:
Социальная реабилитация лиц старших возрастов в социальных учреждениях социального
обслуживания
Социальная реабилитация граждан старших возрастов в домах-интернатах получает особый ракурс. Она имеет своеобразие и отличие от сложившегося представления о социальной реабилитации. Это своеобразие объясняется рядом обстоятельств.
Характ ...
Деятельность социальных работников в современных
условиях
23 апреля 1991 г. решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам № 92 перечень профессий Российской Федерации был дополнен тремя относительно новыми специальностями и направлениями научной и практической деятельности: “ ...
Плотоядные
Имеют когти
Травоядные
не имеют когтей
Человек
не имеет когтей
Нет пор на коже, тело охлаждается через язык
множество пор на коже, через которые осуществляется потоотделение
множество пор на коже, через которые осущес ...