В отечественной мысли вопрос о том, какую роль играет религия в жизни общества, первоначально ставится и обсуждается как конкретный вопрос о роли православия в общественной жизни России.
В советский период российской истории определение религии как социального феномена осуществляется в контексте марксистской теории общества, согласно которой способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни. В центре внимания стоит вопрос о социальных корнях религии. Дисциплина, в которой сосредотачивается теоретическая разработка религиоведческой проблематики, в данный период институционализировалась как "научный атеизм" (сочетал в себе философскую критику религии и изучение религиозных феноменов в историко-культорологическом, этнографическом, психологическом, социологическом и других аспектов). В социально-психологическом отношении она сводится к претензии человеческого и естественного быть сверхчеловеческим и сверхъестественным. В индивидуально - смысле религия коренится в специфическом сочетании сознательного и бессознательного: "Человек не понимает и не выносит своей собственной глубины и раскалывает поэтому свое существо на "Я" без "не-Я", которое называет богом".
В 1960-е годы разработка религиоведческих проблем, включая социологию религии получает организационную базу: в это время создается ряд кафедр научного атеизма в университетах и гуманитарных вузах.
В 70-80-е годы XX века продолжается работа по освоению западной социологии религии. Появляются монографии, посвященные творчеству западных социологов - Дюркгейма, Вебера, Зиммеля, Парсонса и др.
В то же время разрабатывается марксистская социология религии как составная часть научного атеизма. Она ориентируется на совершенствовании управления процессом атеистического воспитания и опирается на данные конкретных социологических исследований. Большое значение функции религии имеют на уровне личности. Однако и на этом уровне их роль падает. Марксистская социология религии сосредотачивает свое внимание на проблемах преодоления религии.
В 60-70-е годы в стране интенсивно разворачиваются эмпирические социологические исследования.
Исследования конца 70-х - начала 80-х годов XX века выявили неожиданные моменты в массовой религиозности: стабилизацию ее уровня, повышение уровня образованности верующих, увеличение доли мужчин в религиозных общинах и т.п.
В постсоветский период в социологии религии активно переводятся и издаются труды классиков западной социологии религии Зиммеля, Вебера, Дюркгейма и др. Книги эти снабжены развитым научным аппаратом, хорошо откомментированы и уже не под углом зрения критики буржуазной социологии.
Проблемное поле социологии религии в России в постсоветский период определяется темой модернизации российского общества. Проблема модернизации общества актуализирует изучение социокультурных комплексов предпосылок хозяйственного развития.
Становление социологии религии в России на протяжении всего периода происходит по 3 основным проблемным линиям: соборность, секуляризация и модернизация. В ходе этого процесса, с одной стороны, происходит освоение западной социологии религии как теоретической, а с другой - все более отчетливо кристаллизуется проблема ее принципиального общетеоретического обоснования.
Таким образом насущной потребностью, от которой зависит дальнейшая судьба социологии религии в России, является фундаментальная социологическая теория религиозного феномена.
Прочее о социологии:
Назначение
Главной целью деятельности Центра является осуществление программы развития образования, обеспечение условий для оптимального развития и социально – психологического благополучия участников образовательного процесса, формирования социальн ...
Функции и типы семей.
Для семьи как малой социальной группы характерно наличие ряда общественных целей, которые изменяются на разных жизненных циклах; частичное различие в интересах, потребностях и установках членов семьи; опосредованность совместной деятельно ...
Евреи в Петербурге
История евреев и Петербург – казалось бы, что может быть общего. Известно, что на территории России проживало в начале 20 века 5,5 млн. евреев, но жили они в черте оседлости. В Петербурге, даже в самые благоприятные времена, численность е ...