Важнейшие органы, с помощью которых мы воспринимаем мир, это глаза и уши. Глаза теряют способность фокусироваться на близко расположенных предметах; к тому же сужается поле зрения; это означает, что человек видит меньше из того, что происходит вокруг него. Для слышания, особенно для различения высоких тонов, необходимо чтобы косточки, чтобы косточки органов слуха колебались в такт; когда они теряют эластичность, человек перестает воспринимать высокие тона; различные шумы, например, одновременное звучание многих голосов, теперь различаются и воспринимаются хуже. Эти ограничения не только сужают для пожилого человека возможности восприятия окружающего мира, но и делают его несколько недоверчивым, создавая у него впечатление, будто что-то стоит у него за спиной. Это, с одной стороны, может привести к чувству изоляции и к депрессивному состоянию, а с другой стороны, к тому, что окружающие начинают считать, что пожилой человек "намеренно" не обращает внимания на то, что его окружает. Все эти ограничения большей частью могут быть преодолены при помощи технических средств, например, очков и слуховых аппаратов. Для этого необходимо, чтобы их применение начиналось своевременно и под наблюдением специалистов [5, с.67].
Изменяется характер движений человека, уменьшается их амплитуда, изменяется ритм; исчезает так впечатляющая у детей потребность в неустанном движении. Все эти процессы определяются нашей наследственностью, но они не детерминируют с фатальной неизбежностью все бытие человека; их протекание носит индивидуальный характер и не привязано к определенному возрасту.
Функции двигательного аппарата особенно сильно зависят от натренированности человека. Он должен быть внимательным к физиологическим изменениям в своем организме, но в то же время эти изменения находятся в зависимости от активности, опыта и внешних обстоятельств каждого конкретного человека.
В отличие от чисто физиологических функций, которые с возрастом изменяются по нарастающей, интеллект и работоспособность человека с возрастом могут даже увеличится, что в значительной степени определяется его образованием и опытом. Уменьшению подвижности и замедлению реакции противостоит при решении новых задач все больший запас бесценного опыта. Таким образом, старый человек оказывается в состоянии изучать новое; он должен иметь в своем распоряжении достаточно времени для того, чтобы использовать многократно опробованные им методы обучения, работать без помех и изучать новое не наизусть, а глубоко вникая в суть дела. Интеллектуальные возможности человека совсем не обязательно должны уменьшаться с возрастом, но они становятся качественно иными. Интеллект человека в гораздо меньшей степени зависит от его талантов, упражнений, здоровья, профессии и всей жизненной ситуации, в которой он находится.
Физическая работоспособность переносить нагрузки достигает максимума в возрасте от 20 до 40 лет, но их последующее уменьшение часто происходит незаметно, так как многие движения настолько хорошо освоены человеком, что становятся почти автоматическими (например, вождение автомобиля). Для некоторых видов деятельности, однако, уменьшение нагрузок и скорости реакции не может быть полностью скомпенсировано - особенно если этим видам деятельности человек научился сравнительно поздно; сам человек может не замечать происходящего, но в то же время описанные процессы могут привести к сложностям и даже угрозе для здоровья человека (поэтому более пожилые водители должны чаще проверяться на профессиональную пригодность).
Предпосылкой сохранения работоспособности человека на долгие годы является его способность действовать в соответствии со своими изменившимися возможностями и уважение к этим изменениям со стороны окружающих (например, появляется способность видеть более широкую перспективу дела, большая точность и надежность). Для некоторых профессий (политик, предприниматель, руководитель) такое отношение, само собой разумеется, для других следует приспосабливать рабочие места к конкретным людям. Тяжело становится тогда, когда человек чувствует, что не может сделать того, что хочет, что он не имеет права делать то, что может, когда от него требуют результатов, не соответствующих его изменившимся способностям.
Изменения в характере и всей личности человека еще в большей степени, чем изменения, обсуждавшиеся выше, определяются не возрастом, а другими факторами, таким как образование, социальное положение, удовлетворенность жизненной ситуацией и внешние влияния. Вследствие этого вряд ли можно говорить о "личности старого человека" [7, с.23].
На качество развития в поздние годы существенно влияют внешние и внутренние факторы. Среди внутренних условий особенно важны сохранение и дальнейшее развитие прежней активной, хорошо организованной идентичности, сохранение и реализация своей позиции жизни, уверенности в себе, рост способности к самоанализу и саморефлексии. Так же важную роль играет способность расширять свое будущее за счет постановки личностно значимых целей, умение противостоять вызываемым социумом негативным мнением.
Прочее о социологии:
Социальная поддержка
безработных граждан
В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в РФ» (ст.30) государство гарантирует безработному, получившему этот статус после регистрации в службе занятости:
· выплату пособия по безработице;
· выплату стипендии в период професси ...
Стоимость основных фондов
По формулам (1.1) и (1.2) определяем:
;
; ;
Результаты группировки приведены в таблице 2. При этом накопленные частоты определяются путем последовательного суммирования частот по группам.
Таблица 2 Группировка приборостроительных пред ...
Карма.
Санскритское слово карма означает «действие или, в более узком значении, любое материальное действие, влекущее за собой последствия, которые привязывают человека к материальному миру. Хотя понятие кармы обычно ассоциируется с восточной фи ...