Принято считать, что нетипичность многодетных семей, наличие у них необычных, не соответствующих представлениям большинства характеристик в значительной степени обусловлены малой и все сокращающейся их численностью, уменьшением их доли в населении России. Это, в свою очередь, ведет к предположению о том, что положение семьи с несколькими детьми, отношение к ней со стороны окружающих вызваны скорее количественными, чем качественными характеристиками /1/.
Семей с тремя и более детьми довольно много в селах, меньше в городах и совсем мало в крупных городских агломерациях (Москва, С-Петербург). Роль таких семей в пополнении численности населения страны довольно велика, но следует различать вклад семей с тремя, четырьмя, пятью и более детьми в процессы воспроизводства населения.
Помимо многодетности, существует явление «сверхмногодетности», которое оценивается в большинстве случаев отрицательно или нейтрально.
Широко распространено, особенно среди неспециалистов, представление о многодетных семьях, как о некой небольшой группе населения, в которой дети рождаются независимо от социально-экономических условий. Тем самым подразумевается, что эта группа достаточно устойчива, что существует некий несократимый минимум многодетности, и что родители в этих семьях ведут себя иррационально и «безответственно» /1/.
Что касается родителей трех и более детей, то взгляды специалистов на них неоднозначны. В основном, учеными делается упор на взаимосвязь уровня образования супругов и количества детей. некоторые исследователи (например, Бойко) утверждают, что характерным является то, что количество детей находится в обратной зависимости от образования родителей. Супруги с высшим образованием, как правило, даже если они хотят иметь большую семью, ограничиваются небольшим количеством детей.
Но исследования других специалистов, в частности кандидата экономических наук Ачильдиевой Е.Ф. показывают, что неправомерно утверждение, будто многодетность часто является следствием низкого образовательного уровня и общего культурного развития супругов. Она сравнивает уровни образования родителей двух детей и многодетных.
Вот какие выводы она сделала: уровень образования у матерей трех-четырех детей выше, чем у женщин с двумя детьми, но, правда, у родивших пятерых и более – все-таки немного ниже. Уровень образования отцов трех-четырех детей значительно превышает достигнутый отцами двоих, а у мужчин с пятью и более детьми – почти такой же, как и с двумя детьми /8/.
Рассматривая характерные особенности многодетных семей, необходимо обратить внимание на профессиональную занятость матери, т.к. при низком семейном доходе она вынуждена заниматься профессиональной деятельностью ради заработка. Это в сочетании с воспитанием детей крайне осложняет ситуацию. Почти никогда женщине не удается решить обе задачи одновременно без ущерба для детей, работы и собственного здоровья /8/.
Известно, что предприятия неохотно принимают многодетных, для большинства из них рождение четвертого ребенка означает снижение профессионального статуса, переход на менее квалифицированную работу.
Большинство незанятых матерей предпочли бы полный или неполный рабочий день со свободным режимом работы. Желающих стать надомниками очень мало.
Рассматривая профессиональную занятость нужно различать следующие аспекты:
1) объективную необходимость второй зарплаты в многодетной семье. Это означает, что при существующем положении женщина вынуждена быть занятой на производстве хотя бы неполный рабочий день;
Прочее о социологии:
Понятия «образование» и «качество образования». Оценка качества образования
и ее критерии. Понятия «образование» и «качество
образования»
Образование - та сфера социальной жизни, с которой ежедневно в разной форме и степени сталкивается практически каждая семья. Одни ведут малышей в детские сады, другие провожают детей в школы, дети третьих обучаются в учреждениях высшего и ...
Виды социальных ролей
Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.
Социальные роли ...
Сопровождение незрячего
Цель занятия – показать незрячему человеку приемы правильного передвижения со зрячим сопровождающим в помещении, на улице, в метро, по лестницам, при прохождении через двери и т. д. Занятие полезно для родственников, близких и знакомых не ...