Аналогично проведенным выше расчетам (пункт 2.5) произведем расчеты необходимых величин по результативному признаку. Результаты группировки оформим в виде таблицы 3. По формулам (1.1) и (1.2) определяем: ; ;
Таблица 3 Группировка приборостроительных предприятий по объему продукции в 2000г.
Объем продукции, млн. руб. (у) |
Число предприятий () |
Накопленные частоты |
Середина интервала, |
[1,5; 3,4) |
4 |
4 |
2,45 |
[3,4; 5,2) |
10 |
14 |
4,3 |
[5,2; 7,1) |
11 |
25 |
6,15 |
[7,1; 9,0) |
6 |
31 |
8,05 |
[9,0; 10,9) |
4 |
35 |
9,95 |
[10,9; 12,8] |
2 |
37 |
11,85 |
Итого |
37 |
42,75 |
По формулам (2.1), (2.2) и (2.3) рассчитываем средний объем продукции в целом по 37 предприятиям:
Модальным и медианным интервалом является третий [5,2; 7,1) (см. табл.3) - т.к. он имеет наибольшую частоту (10) и является первым интервалом, в котором величина накопленных частот больше 18,5.
млн. руб.
Построим гистограмму (рис.3), на которой отразим распределение предприятий по признаку у. Выделим на ней модальный интервал.
Рис.3 Распределение приборостроительных предприятий по объему продукции
Анализируя диаграмму на рис.3, видно, что в рассматриваемой совокупности приборостроительных предприятий Челябинской области наиболее часто встречаются предприятия с объемом выпускаемой продукции на 5,52 млн. руб. Величина медианы свидетельствует о том, что 50% предприятий имеют объем продукции на сумму 5,58 млн. руб.
Построим график кумуляты по данным таблицы 3.
Рис.3 Кумулята распределения предприятий по объему продукции
Рассчитаем предельную ошибку средней арифметической и ошибку репрезентативности по формулам (3.1 - 3.6):
;
;
Интервальная оценка генеральной средней будет равна:
Таким образом, с вероятностью 0,99 можно утверждать, что средняя стоимость в целом по 37 предприятиям находится в интервале от 5,23 до 7,37 млн. руб.
Ошибка репрезентативности:
Решим задачу определения доли предприятий, объем продукции которых лежит в модальном интервале [5,2; 7,1]. Согласно таблице 3 численность таких предприятий составляет , а относительная частота:
.
Тогда ошибка репрезентативности согласно (3.5) равна:
Найдем доверительный интервал для данного показателя: 30%, 12% 48%, т.е. с вероятностью 0,99 можно утверждать, что объем продукции в размере от 5,2 до 7,1 млн. руб. наблюдается у доли предприятий, которая расположена в пределах от 12 до 48% (т.е. у 22-89 предприятий в генеральной совокупности).
Прочее о социологии:
Христианская модель семьи
В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например, под запретом оказались полигамные браки и левират — обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове.
Во времена первых христиан мужчина оста ...
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
План интервью:
I. Знакомство с интервьюируемым:
1) Ф.И.О.;
2) год рождения;
3) образование, профессия;
4) специальные навыки;
5) семейное положение.
II. Когда Вы присоединились к Движению Харе Кришна, что побудило ...
Структурно- функциональный анализ
Основу функционализма составляют: натуралистический подход к исследованию социальной реальности; естественнонаучная методология и системные качества общества; попытка перечислить все необходимые условия, обеспечивающие равновесие и «поряд ...