ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) считает необходимым для удовлетворения основных здравоохранительных потребностей населения, содействовать адекватному развитию служб социально-медицинской помощи. При этом важны как интеграция их деятельности, обеспечение доступности и качества обслуживания, так и соответствующее ресурсное обеспечение. Все это требует нового подхода к подготовке и процессу обучения кадров социально-медицинских служб, охраны здоровья, расширению их знаний в области охраны здоровья, социальных и поведенческих наук, а также более широкому знакомству с реальными потребностями и интересами пожилых людей [10].
Медико-социальная помощь стала рассматриваться как новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленной не только на восстановление, но и на сохранение и укрепление здоровья людей пожилого возраста.
В России в условиях углубления социальных проблем, ухудшения показателей здоровья населения возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных задач медицинского и социального характера на качественном новом уровне. Из потребностей практики возникла необходимость создания новых механизмов, форм и методов социально - медицинской помощи как комплекса социальных услуг. В этой связи в 90-е годы в нашей стране как качественно новое направление социальной работы стала развиваться медико-социальная работа защиты населения и, в частности, лиц пожилого возраста [4].
Прогрессирующее старение населения ставит перед государством серьезную задачу: гарантировать достойную жизнь людям преклонного возраста. Старые люди имеют право на обеспечение своих потребностей в долговременном уходе и лечении на дому, а также удовлетворение социальных и духовных запросов.
В наши дни, когда в людях стало меньше доброты и сострадания, когда родные люди стали мало уделять внимания своим близким, социально-медицинская помощь стала играть очень важную роль в обслуживании пожилых людей.
В сочетании социально – медицинские проблемы выявляются не менее чем у 60 % пациентов с тяжелыми хроническими заболеваниями. Все это свидетельствует о том, что резко возрастает потребность в адекватных и эффективных мерах направленных на оказание социально – медицинской помощи людям пожилого возраста для поддержания их социального, психологического и физического статуса [10].
От того не случайно, а вполне естественно, что среди разновидностей социальной работы предусматриваются медицинские услуги. Причем речь идет не о манипуляциях и оперативных вмешательствах, речь идет о координационной работе, позволяющей охватить необеспеченных и оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации лиц услугами, которые так или иначе связаны с защитой их здоровья; т.е речь идет о социально – медицинских услугах населению на дому. Эта форма социальной работы предусматривает посредничество между учреждениями здравоохранения и населением [20].
Многие пожилые люди потеряли или не смогли создать свои семьи, но и у тех, у кого есть дети, нередко складываются с ними психологически сложные взаимоотношения, как показывает опыт, и подтверждают литературные данные, наличие родственников не всегда определяет качество ухода за престарелыми людьми. Нередко ухаживающие сами люди преклонного возраста, живут в других районах города или просто очень заняты.
Это требует больших усилий от медицинских и социальных служб по организации ухода и обслуживания данной возрастной категории населения, с тем, чтобы поддержать как можно дольше физическое и психическое здоровье пожилых. Мероприятия, проводимые государством по улучшению положения населения пожилого возраста, являются составной частью всей социальной политики.
Прочее о социологии:
Семья как фактор, определяющий реакцию индивида на психическую травму
До сих пор речь шла о тех ситуациях, когда семья оказывалась непосредственным источником травматизирующих переживаний. Именно на их выявление направлены многочисленные исследования, изучающие взаимодействие между неудовлетворенностью семь ...
Б. Малиновский
Этносоциолог был непримиримым оппонентом эволюционизма. Опираясь на сведения, полученные в результате продолжительного «включённого» наблюдения примитивных народов, он отрицал существование на заре человеческой истории промискуитета и люб ...
Образование. Образование и образовательные системы
Образование – это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека. Специально организованная образовательная система – это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации ...