При анализе данного феномена нужно иметь в виду ряд обстоятельств.
Во-первых, целостная модель социального государства и "общества благосостояния" в Швеции реализуется гораздо дольше, нежели где бы то ни было: начиная с середины 50-х годов и до сего дня, с небольшими перерывами на периоды, когда правительства, возглавляемые социал-демократами, сменялись правыми. Правда, модель не отвергается и буржуазными партиями.
Во-вторых, основанная на принципах солидарности она выгодно отличается от иных моделей, особенно американской, базирующейся на индивидуалистических принципах при отсутствии сильного социального законодательства и относительно слабой роли профдвижения в общественно-политической жизни страны.
В-третьих, она глубоко документирована, поскольку отражена в законодательстве (около 20 актов) - в отличие, скажем, от Дании и Норвегии, где значительная часть социальных вопросов решается колдоговорным путем.
Безусловно, было бы неверно считать, что "шведскую модель" целенаправленно разрабатывали в соответствии с неким идеальным стандартом. Сложившаяся система - воплощение здравого смысла, осознанного социальными партнерами.
Зависимость шведской экономики от внешних рынков привела к тому, что работодатели были склонны идти на компромисс, чтобы не терять доходов от экспорта и не изменять реноме надежных партнеров; социальный мир оказывался для них материально выгодным. Социал-демократия, традиционно сильно влияющая на рабочее движение страны, также обнаруживала стремление к компромиссу при разрешении конфликтных ситуаций.
Заметим: хотя "общественный" сектор, охватывающий предприятия и учреждения, находящиеся во владении государства и муниципалитетов (коммун), достаточно велик, определяющим является частный.
Десятилетия заняла, к примеру, борьба за отмену §32 Устава Союза предпринимателей, где было зафиксировано право работодателя "свободно нанимать, увольнять работников, руководить ими и распределять трудовые задания". Долгие годы вводилась прогрессивная шкала налогообложения, по которой наибольшие доходы предпринимателей облагались на редкость высокими налогами, достигавшими порой 80% прибыли.
Шведские предпринимательские круги довольно рано осознали, что им выгоднее идти по пути равноправного социального партнерства, чем вступать в классовые бои. Еще в 1938 г. в пригороде Стокгольма - Сальтшебадене, было подписано первое в мире соглашение о полюбовном разрешении спорных социальных вопросов между профсоюзами и работодателями (на него до сих пор встречаются ссылки в дискуссиях по социальным проблемам).
Содержание "сальтшебаденского соглашения" обычно кратко формулируется так: социальная уверенность, солидарность, демократия, равенство, справедливость. В дальнейшем мы рассмотрим, как это конкретно применяется в различных областях жизни.
Все более заметным в последнее время становится отход от принципов "классической" модели, что обусловлено рядом причин. В частности, процесс глобализации значительно обострил конкуренцию на мировом рынке, вынуждая страны в гораздо большей, нежели прежде, степени сокращать расходы, связанные непосредственно с производством товаров и услуг. Соответственно, минимизируются затраты и на социальные цели. О том, чем это может в будущем обернуться, к сожалению, мало кто думает.
Многие социальные проблемы в Швеции стали обнаруживаться после ее вступления в ЕС: возник вопрос о том, не слишком ли высоки ее социальные издержки по сравнению с другими членами Евросоюза, где уровень соцзащиты граждан, а значит, и расходы на нее намного ниже. Угроза "португализации Европы", т.е. выравнивания социальных показателей по нижней, "португальской" черте, все еще реальна.
Имеются и объективные факторы "антисоциального" характера: в частности, старение населения, увеличение срока обучения молодежи в связи с усложнением трудовых процессов.
Прочее о социологии:
Религия.
Писания всех основных религий запрещают человеку без необходимости убивать другие живые существа. В Ветхом Завете говорится: «Не убий» (Исход, 20.13). Широко распространено ошибочное мнение, что эта заповедь налагает запрет только на убий ...
Материалистическое понимание истории
Философский материализм Маркс считал основой своего научного мировоззрения. Этот материализм был прежде всего реакцией на идеализм Гегеля и младогегельянцев, стремлением противопоставить ему объяснение мира <реальными>, <практиче ...
Человек как социальное существо. Соотношение социального и биологического в обществе.
Как показывает наука о человеке (понятие «человек» будет здесь употребляться в широком, родовом смысле — не как отдельный индивид, личность, а как человеческий род, социальная форма движения материи), он имеет биологические и социальные ...