Психологический термин «тренинг» происходит от английского “to train” – обучать, тренировать, дрессировать.
Человек усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно, когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тат же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Такой метод вовлекает участников в процесс, а сам процесс обучения становится легче и интереснее.
Неформальную обстановку общения на тренинге обеспечивает ведущий. Он общается с участниками на равных: он - такой же, как и все, он - часть группы. Он вместе с группой устанавливает правила работы. Он ведет группу к поставленной цели.
Все вышесказанное отличает тренинг от традиционных занятий. Кроме того, для тренинга характерно необычное расположение участников в аудитории - они рассаживаются по кругу. Круг, или как его еще называют - тренинговый круг, является необходимым условием таких занятий.
На сегодняшний день ряд авторов (Л.Ф. Анн, И.В. Вачков, Л.А.Петровская, Ю.В. Тюшев и другие) отмечают, что тренинговая работа наиболее актуальна в подростковом возрасте, когда обострена потребность в общении, появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя.
В процессе тренинга с подростками используются различные техники такие как:, подвижные игры, групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевая игра и т.п.
Отмечается, что процесс социализации человека проходит, в значительной степени, именно как освоение разнообразных моделей ролевого поведения и повышение гибкости их применения. Те люди, которые испытывают наиболее серьезные проблемы во взаимодействии с окружающими, обычно обладают недостаточно сформированной гибкостью ролевого поведения. Они или полностью отождествляют себя с какой-то одной социальной ролью или вообще не понимают, в какой ситуации как надлежит себя вести. Ролевая игра, позволяя хотя бы частично преодолеть подобные проблемы, выступает эффективным методом социализации подростков.
В целом тренинги наиболее уместны там, где требуется развить у участников определенные социальные навыки. Их специфика, по сравнению с другими методами обучения, состоит в том, что они направлены «не только на решение ныне существующих проблем участников, но и на профилактику их возникновения в будущем, в частности, за счет предоставляемой им возможности «научиться решать проблемы».
Необходимо отметитить, что в процессе тренинга с подростками необходимо решить такие задачи как: побуждение подростков к проявлению отношений, установок поведения, эмоциональных реакций и к их обсуждению, анализу, а также разбору преложенных тем; создание в группе условий для полного раскрытия перед детьми своих проблем и эмоций в атмосфере взаимного принятия, безопасности, поддержки и защиты; разработка и поддержание в группе определенных норм, проявление гибкости в выборе директивных или недирективных техник воздействия.
Таким образом, подводя итоги, необходимо отметить, что социально- психологический тренинг с подростками на сегодняшний день является наиболее эффективным методом работы.
Основные характери-стики |
Рабочие группы |
Обучаю-щие группы |
Консульта-ционные группы |
Психотера-певтиче-ские группы |
Конечная цель групповой работы |
Постановка и решение конкретной задачи |
Обучение конкретным психологическим навыкам с целью профилактики |
Решение психологических проблем через организацию взаимодействия участников |
Глубинные личностные изменения |
Средства достижения цели |
Процесс принятия решения |
Процесс познания |
Эмоциональное погружение |
Эмоциональное погружение |
Основной предмет группового обсуждения |
Содержание и способы решения конкретной задачи |
Содержание конкретной сферы знаний и конкретных социальных навыков |
Процесс взаимодействия участников друг с другом |
Процесс личностных изменений |
Состав участников |
Все желающие, количество - значения не имеет |
Все желающие, количество - значения не имеет |
Малая группа, сформиро-ванная на основе отбора |
Малая группа, сформиро-ванная на основе отбора |
Время работы |
Необходи-мое для решения поставленной задачи |
Необходи-мое для решения поставленной задачи |
3-6 месяцев |
Не ограничено |
Основная роль и функции ведущего |
Управление конфликтами, стимулирование мозгового штурма и принятие решений |
Трансляция знаний |
Работа с проблемами участников группы |
Работа с проблемами участников группы |
Конфиден-циальность |
Не обязательна |
Не обязательна |
Обязательна |
Обязательна |
Ведущие групп |
Широкий круг специалистов |
Педагоги, социальные работники, психологи |
Профессио-нальные психологи, прошедшие специальную подготовку |
Психотера-певты, имеющие специальную подготовку и опыт групповой работы |
Примеры |
Рабочие совещания, дискуссионные группы, оргкомитеты и др. |
Специально созданные группы профилактики проблемного поведения, профессионального самоопределения и др. |
Психологи-ческие группы, работающие с проблемами развода родителей, утрат, агрессивного поведения и пр. |
Психотера-певтические группы, работающие с глубинными личностными проблемами |
Прочее о социологии:
Социология города в 80-90-ые годы
С начала 80-ых годов, наряду с Москвой, центрами урбаносоциологических исследований становятся Ленинград, Таллин и Новосибирск.
Ленинградские ученые А.В. Баранов, А.В. Дмитриев, М.Н. Межевич, О.И. Шкаратан сконцентрировали свое внимание ...
Социальная работа с мигрантами
Одной из характерных особенностей современного общества и современного мира является значительное повышение степени «открытости» как социальных, так и территориальных структур. Это влечёт за собой миграционные потоки. Сегодня миграция ста ...
Социально-экономическая сущность безработицы и ее виды
Безработица - это результат непрерывного изменения предложения и спроса рабочей силы в условиях рыночной системы хозяйствования. Она определяется как разница между численностью работоспособных, входящих г в общую массу рабочей силы, и чис ...