Хорошие отношения с товарищами по работе можно уверенно отнести к числу наиболее устойчивых традиционных норм трудовых отношений, имевших высокое значение, как в советское, так и постсоветское время. Общеизвестно, что "хорошие товарищи по работе" являются традиционной и общепризнанной трудовой ценностью в России. В иерархии трудовых ценностей она занимала второе место после "хороший заработок". Стабильно высокая удовлетворенность взаимоотношениями между товарищами по работе отмечалась в многочисленных исследованиях, проведенных под руководством В.Д. Патрушева, на предприятиях с разными формами собственности. Устойчивость высокого уровня удовлетворенности взаимоотношениями наблюдалась во все годы исследований.
Доля удовлетворенных ("полностью" и "скорее") после незначительного снижения в 1990-е годы стабилизировалась в 1999 г. на уровне 90%, а доля неудовлетворенных никогда не превышала 5%. По сравнению со всеми остальными сторонами труда взаимоотношения с коллегами являются наиболее высоко оцениваемым элементом производственной ситуации.
Особую актуальность приобретает анализ динамики отношений с коллегами по работе на новых частных предприятиях, поскольку здесь в практике менеджмента не наблюдается культивирования коллективистских отношений в труде. Напротив, такие формы управления персоналом как индивидуальные контракты, развитие у рабочих конкуренции за получение выгодного задания, индивидуально-сдельная оплата за его выполнение, противодействие организации профсоюзов, ориентированы на развитие индивидуальной ответственности рабочего за свой труд.
1. Удовлетворенность взаимоотношениями с товарищами по работе у рабочих обследованных предприятий (в % к числу ответивших)[1]
Варианты ответов |
1990 |
1993 |
1996 |
1999 |
2002 |
2007 |
2008 |
Совершенно не удовлетворяет |
3 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
Скорее не удовлетворяет, чем удовлетворяет |
2 |
4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
Частично удовлетворяет, частично нет |
13 |
18 |
13 |
7 |
6 |
10 |
11 |
Скорее удовлетворяет, чем нет |
18 |
35 |
31 |
29 |
34 |
37 |
43 |
Полностью удовлетворяет |
64 |
42 |
52 |
61 |
56 |
50 |
46 |
Среднее значение (в баллах) |
4,4 |
4,1 |
4,3 |
4,4 |
4,5 |
4.3 |
4,3 |
Среднеквадратическое отклонение |
0,97 |
0,93 |
0,92 |
0,89 |
0,78 |
0,83 |
0,85 |
Количество ответивших (чел.) |
404 |
170 |
207 |
459 |
268 |
357 |
137 |
Прочее о социологии:
Виртуальные сообщества в ролевых онлайновых играх: формирование и
социальные функции
Развитие и совершенствование компьютерных технологий в последние несколько десятилетий привело к возникновению совершенно новой сферы жизнедеятельности человека - виртуальной реальности. На сегодняшний день (согласно анализу данных фонда ...
Взаимодействие клиента с социальным работником
Все формы и методы взаимодействия социального работника можно разделить на две группы: работа с проблемой клиента, освобождающегося из мест лишения свободы и работа по поводу этой проблемы с другими учреждениями, организациями, службами. ...
Социальные проблемы муниципального управления
В настоящее время российские ученые придерживаются точки зрения, согласно которой муниципальное управление является более широким понятием по сравнению с местным самоуправлением, включающим:
-государственное управление на местном уровне, ...