Другими фундаментальными понятиями, составляющими категориальный аппарат данной науки, являются социальная работа, социальная защита, социальная помощь, социальное обслуживание, социальное обеспечение, социальное страхование, социальная жизнь, социальная сфера, социальная проблема, социальная деятельность, социальная политика, трудная жизненная ситуация, клиент социальных служб и т.д.
Теория социальной работы реализует свою задачу, выполняя ряд существенных функций: информационную, позволяющую в обобщенной форме описывать сведения о социальных процессах; объяснительную, с помощью которой выявляются причинно-следственные связи, тенденции становления социальных процессов; эвристическую, благодаря которой формируются новые знания о социальных проблемах, создаются новые и уточняются уже известные научные концепции; практическую, позволяющую принимать решения в конкретных социальных ситуациях и осуществлять социальные программы, удовлетворяя запросы общества; прогностическую, которая заключается в рассмотрении стратегических направлений развития социальных процессов и обеспечении превентивного воздействия на те или иные явления социальной сферы; мировоззренческую, рождающую у субъектов социальной работы научное мировоззрение, системное мышление, позволяющее видеть социальные сущности во всей полноте их взаимосвязей.
Социальная работа как вид теоретической деятельности характеризуется определенными уровнями знания [17;С.180]. Во-первых, фундаментальный уровень, формирующий базу знаний, на котором предпринимается попытка создания общей интегративной теории, разработки методологии и методики изучения практики социальной работы и путей ее оптимизации. Этот уровень связан с закономерностями и категориями науки. Во-вторых, прикладной уровень, опирающийся на эмпирические исследования, где теоретические обобщения используются для решения социальных проблем и даются ответы на конкретные вопросы, связанные с совершенствованием организации и осуществления социальной работы.
В-третьих, социоинженерный уровень, обобщающий разработанные теоретиками нововведения. Они внедряются в практику социальной работы при помощи ее технологий, способствуя прогнозированию тенденций развития системы социальной работы и оценке ее эффективности. При этом теория социальной работы является целостной системой, структурные компоненты которой функционируют и развиваются во взаимодействии, причем каждый из них объективно влияет на изменение других компонентов и всей системы в целом.
Необходимо выделить основные группы фундаментальных теоретических проблем, изучаемых социальной работой. Они представляют собой направления, по которым теория движется к пониманию сущности актуальных социальных проблем и взаимосвязей внутри ее многогранного объекта.
В социальной работе это [24;С.35]: социетальные проблемы, связанные с синергетическими закономерностями развития социальных систем разного уровня; проблемы феноменологической редукции, конструирования мира социальными субъектами; проблемы оптимизации взаимосвязей теории социальной работы и других социальных наук – философии, социологии, психологии, социальной педагогики, социальной экологии, социального права, этики и пр.; проблемы группообразования и специфики функционирования малых групп в социальной сфере; проблемы социальных действий и социальных изменений, касающиеся многоуровневых субъектов и объектов социальной работы; коммуникативные проблемы, касающиеся взаимодействий субъектов социальной работы; проблемы социальной стратификации и неравенства в социально-экономической сфере; проблемы нормы и социальных отклонений, связанные с образом жизни и поведением людей в обществе; проблемы социального риска в жизнедеятельности общественных субъектов; проблемы оказания многоуровневой социальной помощи клиентам социальных служб; проблемы социального контроля как функции социальной работы; социокультурные проблемы, связанные с современными формами знания и деятельности в социальной сфере; проблемы профессиональной деятельности в системе социальной работы, ее мотивации и эффективности; проблемы социального образования и специфики процесса обучения социальной работе; проблемы управления системой социальной работы, формирования и реализации эффективной социальной политики; проблемы, связанные с организацией негосударственных и непрофессиональных форм социальной помощи – благотворительности, спонсорства, меценатства, социальной помощи общественных и религиозных организаций и пр. Кроме общетеоретических проблем на основе выделения приоритетных проблем социальной сферы можно выявить конкретные проблемные поля, требующие первоочередного внимания российских исследователей социальной работы.
Прочее о социологии:
«Проблемы и потребности молодежи». Историческое
развитие социальной работы с молодежью
До 1920г. во многих странах государственная молодежная политика не выделялась в самостоятельную сферу и ограничивалась защитой несовершеннолетних в сфере труда. Забота о молодежи воспринималась как христианская помощь беднякам. Однако пос ...
Оценка современного состояния генофонда России
Демографическая ситуация, воспроизводство населения, его состояние и динамика, оцениваются по основным показателям:
- по уровням рождаемости и смертности,
- по разности между рождаемостью и смертностью — уровню естественного прироста,
...
Структурно- функциональный анализ
Основу функционализма составляют: натуралистический подход к исследованию социальной реальности; естественнонаучная методология и системные качества общества; попытка перечислить все необходимые условия, обеспечивающие равновесие и «поряд ...