В условиях нашей страны, отмечают некоторые авторы [14;С.37] функционирование института социальной политики в значительной мере зависит от регионального фактора, от особенностей тех территорий, на которых она осуществляется. Эта специфика обусловливается природно-климатическими условиями, объемом социально-экономических ресурсов, национально-культурными традициями, менталитетом населения региона, и находит выражение в особенностях государственно-управленческого устройства в данном субъекте Федерации, отличиях в организационной и законотворческой деятельности, большем или меньшем принятии основных идеологических концепций современного социального государства.
Социальная политика может рассматриваться как институт не только общегосударственного, но также и регионального масштаба, а процессы институционализации социальной политики протекают в субъектах Федерации неравномерно, демонстрируя значительные территориальные различия.
Субъекты Федерации на основе регионального бюджета, организуют реализацию федеральной социальной политики с учетом особенностей ее проведения на местах и разрабатывают собственные социальные программы, направленные на создание условий повышения жизненных шансов людей.
Предприятия и корпорации на основе собственных финансовых средств участвуют в реализации государственных социальных программ на региональном и муниципальном уровнях и предлагают различные виды корпоративных социальных программ и дополнительных социальных гарантий работающим.
Население, опираясь на финансовые средства домохозяйств и личностную мотивацию граждан, принимает участие в реализации социальных программ или же блокирует их продвижение [4;С.49]. Другой особенностью является то, что социальная политика в России трактуется не как политика поддержки всех граждан, а как область деятельности, направленная преимущественно на социально уязвимые слои населения.
Такой подход исключает значительную часть граждан страны из объектной сферы социальной политики, при этом они не приобретают достаточных оснований для превращения из объектов в субъекты этой деятельности. В современном российском обществе высока степень социального неравенства, вследствие чего поляризуются позиции «сильных» и «слабых» социальных слоев в экономическом, социальном и культурном пространстве.
Однако реалии современной социальной политики, проявившиеся, в частности, в принятии федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г., известного как «Закон о монетизации льгот», свидетельствуют о свертывании программ социального обеспечения населения вследствие дисбаланса между индивидуальными и коллективными ожиданиями граждан и недостаточностью ресурсов государства [14;С.56].
Данным законом полномочия федеральных органов государственной власти по оказанию государственной помощи населению и социального обслуживания были ограничены и переданы на уровень субъектов Российской Федерации. Соответственно, доступность льгот для социального большинства в связи с серьезными социально-экономическими проблемами во многих регионах значительно снизилась.
Меры помощи часто ограничиваются предоставлением социальных пособий и некоторых льгот лишь наименее обеспеченным гражданам [11;С.59]. Федеральные органы государственной власти, согласно указанному закону, выполняют лишь методические и координационные функции. Вместо программы формирования социальных отношений и конструирования общества в интересах людей социальная политика в России все больше превращается в набор экстренных мероприятий, проведение которых в большинстве случаев запаздывает.
Прочее о социологии:
Эмпирическая социология,
или социография Тенниса. Особенности ее метода и предмета
Эмпирическая социология (социография), представляет собой наблюдение и изучение социальной жизни в определенной стране (районе страны) с применением статистических методов.
Данная модель социологии носит электрический и полупозитивистски ...
Технология социальной работы в профилактике и коррекции девиантного поведения
Общество всегда прилагало усилия в борьбе с нежелательными формами поведения с целью сохранения стабильности и порядка. Совокупность средств и механизмов воздействия общества на нежелательные формы отклоняющегося поведения с целью их устр ...
Оценка качества образования и критерии
Проблема оценки качества образования является, в настоящее время, одной из самых актуальных для всей системы образования Российской Федерации. Общая черта системных изменений в системе образования, как на федеральном, так и на регионально ...