Первый опыт диаконического служения Древней Церкви запечатлен на страницах Священного Писания: уже в первых христианских общинах формируется система призрения, а у первых христиан имелось ярко выраженное стремление оказывать помощь бедным, дряхлым, хворым и неимущим. Русская традиция милосердия, по мнению видного отечественного историка В. О. Ключевского, во внешнем своем проявлении направлялась преимущественно в одну только сторону: "…человеколюбие на деле значило – нищелюбие. Нищенство, считалось в древней Руси, не экономическим бременем для народа, не язвой общественного порядка, а одним из главных средств нравственного воспитания народа, состоящим при Церкви практическим институтом благонравия…" [17, 82].
Находясь под влиянием евангельского учения о милосердии, святой князь Владимир в числе первых показывал пример сострадательности к тем, кто нуждается в помощи - к убогим, нищим, сиротам. Вслед за святым князем Владимиром активно занимались благотворительной деятельностью и другие князья. Русская Православная Церковь с самого начала взяла в свои руки заботу о людях, лишенных средств к существованию. Роль и значение Церкви в благотворительной деятельности особенно возрастает после Стоглавого Собора 1551 года, когда государство стало стремиться регулировать благотворительность церквей и монастырей. Через два года после того, как Собором русских иерархов Патриархом Московским и всея Руси был поставлен святитель Ермоген, в Москве начался голод, вызванный рядом тревожных событий Смутного времени. Проявляя заботу о неимущих, Первосвятитель повелел келарю Сергиевой обители Авраамию Палицыну открыть для голодающих монастырские житницы с хлебом. Петр I, следуя примеру Людовика XIV, требовал повсеместного устройства по губерниям "гошпиталей", то есть приютов, для всякого рода призреваемых, заботился о помещении инвалидов по монастырям и приказывал строить по городам, на церковных дворах, приюты для принятия "зазорных" детей, на тех же основаниях. Девяностые годы, ушедшего в историю столетия, ознаменованы бурными переменами, вызванными реформированием финансово-экономической системы. В основе этих преобразований лежало здоровое желание построить более эффективную экономику, повысить уровень благосостояния граждан. Однако необходимо признать, что десятки миллионов наших соотечественников оказались за чертой бедности, влача порой жалкое существование. Особенно же страдают те, кто не может, причем не по своей вине, заработать себе на хлеб: тяжелобольные, престарелые, инвалиды, сироты, беженцы, вынужденные переселенцы.
Первые шаги на ниве диаконического служения связаны с деятельностью Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата, образованного в январе 1991 года Церковь сегодня энергично проявляет себя во многих сферах общественной жизни. В уповании на помощь Божию, будет расширяться на благо тех, кому требуется поддержка и помощь, кто ждет от церкви сочувствия и участия. История благотворительности на Урале берет начало от периода реформ 1860-х годов. В Екатеринбурге и городах Екатеринбургской епархии были распространены такие формы благотворительности как: детские приюты и сиротско-воспитательные дома, комитеты по призрению нищих и бедных, дома престарелых, богадельни, ночлежные дома и др. Проводились выдачи денежных пособий нуждающимся, в том числе погорельцам.
В работе рассмотрена благотворительная деятельность Свято-Троицкого Архиерейского подворья на современном этапе с 1991 года. С момента начала своей непосредственной деятельности – богослужения, настоятели храма ведут и большую благотворительную деятельность. Основными направлениями благотворительной деятельности Свято-Троицкого Архиерейского подворья являются: работа с социальными учреждениями, антиалкогольная программа, детские программы, воспитательная работа, религиозное образование, работа с глухими и слабослышащими, катехизация мирян и миссионерства, просветительская работа с молодежью, работа с беженцами, помощь нуждающимся частным лицам при храме.
Исходя из этого, мы выявили, что традиции социального служения ближним: немощным и престарелым, детям о которых забыли родители, страждущим телесными и душевными недугами, оступившимся перед законом, всем нуждающимся, продолжает существовать и развиваться в наши дни.
Также используются все виды помощи: образовательная, трудовая, материальная помощь в решении чрезвычайных жизненных ситуаций. Изучая опыт накопленный столетиями православной церковью, специалисты социальной работы повышают как профессиональные качества, так и духовные.
Значительное внимание, в рамках благотворительной деятельности Свято- Троицкого Архиерейского подворья, уделяется окормлению УЩ-349/48.
Прочее о социологии:
Социальная мобильность
Социальная мобильность,
изменение индивидом или группой социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре, связана как с действием законов общественного развития, классовой борьбы, обусловливающих рост одних классов и групп ...
Социальная политика. Сущность социальной политики. Ее
основные направления и формы
Во второй половине XX века в западных странах вместе с внедрением государственного регулирования экономики существенно изменился характер самого государства: оно стало правовым и демократическим. Сложился новый вариант экономики – социаль ...
Внутренние и внешние предпосылки развития культуры:
Существуют различные модели социокультурных динамических процессов: циклические (круговая и волновая), эволюционная, синергетическая и др. С позиции этих концепций можно выделить внутренние и внешние предпосылки развития культуры.
Циклич ...