Женская активность ведет к безучастию мужчины в домашних делах, усиливает ее позиции в семье и дает право определять порядки, поведение членов семьи и в целом образ жизни. Все это закрепляется рождением второго ребенка, где участие отца сводится лишь к оплодотворению. Так, по убеждениям, что воспитывать детей должны оба родителя, на практике получается все наоборот.
Но все-таки женщина может приучить мужа ухаживать и заботиться о ребенке, в той же степени, что и она сама. Ведь отец является таким же полноправным участником жизни своего ребенка. Они вместе могут решать его проблемы, трудности, помогать и воспитывать, так как ни один малыш не хочет, чтоб кто-то из родителей общался с ним меньше.
Что касается проявления в семейной жизни чувств собственности на имущество семьи, то женщина, сознавая свою слабую конкурентоспособность на рынке труда, но имея самый непосредственный доступ к организации семейной жизни, она пытается достичь максимального удовлетворения собственных желаний (не только материальных), опираясь на свои силы и используя мужчину. Они, как правило, изъявляют нежелание делиться властью в домашней сфере, а мужчина, в свою очередь, привыкает к отстраненности от решения семейных проблем и пытаются сохранить свои властные позиции через роль кормильца.
Так, одиночество в решении семейных вопросов, отсутствие поддержки со стороны мужа перерастает в женское недовольство и разочарование. Однако «женщина не столь одинока в семье, как мужчина, потому что рядом с ней дети и социальный круг, поддерживающий ее правоту. Работающая женщина, занятая домашним хозяйством, имеет больший жизненный опыт, чем мужчина, сконцентрировавший свои усилия только на работе. Таким образом, платой мужчин за бездеятельность в семье становится болезненная ориентация на заработную плату, отсутствие личностного роста, и, наконец, подчиненное положение в семье». Отстранившись от семейных обязанностей и не проявляя интереса к семейным расходам, мужчина не имеет представления, сколько семья платит за квартиру, телефон, уроки танцев и это становится привычкой, семейной нормой.
Не желая брать на себя лишние заботы, мужчина все более утверждается в роли кормильца. В результате женщины все чаще выражают недовольство мужьями. «Кроме вербального давления ("пилит", "тюкает", "жужжит", "орет"), женщины используют и другие меры "наказания" - молчат, отказывают в близости, уходят из дому к друзьям, воздействуют через детей».2 Так, роль кормильца семьи может и вовсе перейти к женщине.
Но может быть все наоборот, так как женщина часто пытается исправить создавшееся положение в своей семье, но мужчина, на столько привыкший к своей отстраненной роли, не хочет начинать сначала.
По данным экспертов, главой семьи в российских семьях по-прежнему часто считается муж (36%), чем жена (12%). В первом случае об этом сообщают преимущественно 25-59-летние, из них 18-44-летние говорят, что как такового главы в их семье нет, а во втором - 18-24-летние и в возрасте от 60 лет и старше. Причем, мужчины склонны сообщать, что лидером в семье является муж, а женщины наоборот. О том, что главы семьи быть не должно и все решения надо принимать совместно говорит равный процент опрошенных людей (34% и 33%).
В трудных условиях существования россияне, прежде всего, надеются на свою семью. Более половины наших соотечественников (56%) в условиях экономических трудностей рассчитывают только на поддержку родственников, 18% на друзей, а 35% могут рассчитывать только на себя.
По результатам опроса, о детях россияне заботятся. Так, «ради карьеры почти каждый второй россиянин готов пожертвовать отдыхом и личным временем, а семьей и детьми может себе позволить пожертвовать всего 1%».
Прочее о социологии:
Социология города – отрасль практической социологии. Предыстория
дисциплины.
В середине XX века социологическая наука как отрасль обществоведения вступила в новый этап своего развития. Если до 60-ых годов она развивалась преимущественно в теоретико-методологическом плане, то в последнее время в ней воспреобладал э ...
Эпоха Ренессанса
Главное отличие между положением проституции в эпоху Ренессанса и в другие эпохи состоит в двух явлениях: в её размерах и той своеобразной роли, которую проститутки играли в жизни общества. Люди ощущали, что в их жилах течёт бурная и кипу ...
Теоретические основы профессиональной деятельности
социальных работников. Исторические
традиции развития социальной деятельности в России
Развитие социальной работы в России имеет свою логику и особенности, которые выражаются и в понятийном аппарате истории российской социальной помощи (благотворительность и призрение - основные, специфические понятия отечественного опыта) ...