По окончании коррекционных занятий нами была проведена повторная диагностика влияния детско-родительских отношений на социальную адаптацию дошкольников. Для контрольной диагностики мы использовали те же методики, что и в констатирующем эксперименте:
1. Уровень социальной адаптации дошкольников мы исследовали при помощи методики Рене Жиля.
2. Особенности детско-родительских отношений мы исследовали при помощи методики «Опросник родительского отношения».
Результаты проведенного исследования выявили положительные изменения в проявлении социальной адаптации, уровне комфортности и психологической раскованности детей.
По методике Р. Жиля в сфере детско-родительских отношений мы получили, что несмотря на то, что большинство детей больше привязаны к матери (65%), у многих нормализовались взаимоотношения с отцом. Дети охотнее говорят об отце и делают больше выборов в процессе диагностики в его пользу (48%). Большее число детей стало оценивать родителей как родительскую чету (53%), что может свидетельствовать о единой позиции родителей в воспитании ребенка. Дети все еще предпочитают общение с бабушками и дедушками общению с братьями и сестрами (58% против 32%), но в целом, можно констатировать, что и взаимоотношения с братьями и сестрами у дошкольников нормализуются. Заметны позитивные изменения в отношениях к другу (подруге) (45% детей). Это вполне закономерно, если учесть, что стабилизируются отношения с близкими и повышается стремление к общению со сверстниками на фоне направленного воспитания в процессе коррекционных занятий коммуникативных способностей. Формированием коммуникативных навыков в процессе занятий и улучшением эмоционального фона в семье можно так же объяснить улучшение взаимоотношений детей и воспитателей (39%) (см. приложение 6).
При оценке личностных особенностей нельзя не обратить внимание на характер изменений в проявлении такой характеристики, как общительность. Стремление к общению в больших группах детей проявляют 51% дошкольников. Конфликтность и агрессивность выявлена только у 10% детей. Реакция на фручтрацию диагностирована только у 15% дошкольников, что вдвое ниже по сравнению с первоначальными данными. Стремление к уединению, отгороженность проявляют только 6% детей.
Полученные данные подтвердили положительное влияние разработанной коррекционной программы на умение ребенка устанавливать психологические контакты с окружающими его близкими людьми, друзьями, воспитателями:
Высокий уровень адаптации – у 51% детей.
Средний уровень адаптации – у 39% детей.
Низкий уровень адаптации – 10% детей.
Повторная диагностика с применением «Опросника родительского отношения» выявила, что теперь большее число родителей проявляют заинтересованность делами и планами ребенка, стараются во всем помогать ему, проявляют сочувствие. Они высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывают чувство гордости за него, поощряют инициативу и самостоятельность ребенка, стараются быть с ним на равных. Родители больше доверяют детям, стараются встать на его тючку зрения в спорных вопросах. Таким образом, большее число родителей склонны к такому типу отношений с ребенком, как кооперация (57%).
Такой стиль отношений как симбиоз выбирают 32% родителей. Они ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Постоянно ощущают тревогу за ребенка.
К стилю отношений «авторитарная гиперсоциолизация» склонны 11% родителей. Авторитарные родители обычно требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они не в состоянии разделить точку зрения ребенка, стараются во всем навязать ему свою волю. За проявления своеволия сурово наказывают. Пристально следят за социальными достижениями ребенка, требуют от него постоянного успеха в этой сфере. Такие родители хорошо знают своего ребенка, его привычки, мысли и чувства.
Прочее о социологии:
Озоновые дыры
Кратко о вреде
Ослабление озонового слоя усиливает поток солнечной радиации на землю и вызывает у людей рост числа раковых образований кожи. Также от повышенного уровня излучения страдают растения и животные.
Как с этим бороться
Образо ...
Классификация и функции социальных институтов. Типология
социальных институтов
Все социальные институты обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления на главные и неглавные различаются институты по времени своего взаимодействия ...
Историческое направление в социологии семьи и брака
Семья является одним из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.
К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попы ...