На первый взгляд вопрос о том, что такое общество, представляется довольно простым. Общество — это совокупность людей. Действительно, без людей нет общества, но только такой ответ был бы неполным, поверхностным. Он не учитывает неизбежно складывающихся между людьми отношений; которые объединяют их, связывают в единую целостность. Такие отношений, устанавливающиеся в процессе совместной человеческой практической и духовной деятельности, называются общественными отношениями. Эти отношения воспроизводятся в деятельности людей и носят столь устойчивый характер, что многие Поколений могут сменять друг друга, а тип связей, характеризующих данное конкретное общество, остается.
Таким образом, общество — это конкретно-историческая система сложившихся закономерным образом отношений, в которые люди вступают в процессе своей жизнедеятельности. Разумеется, это не единственно возможное определение общества, которое настолько сложно и многогранно, что допускает множество исследовательских подходов, все более дифференцирующихся по мере его усложнения. Общество можно рассматривать как способ существования человека, выделяя При этом деятельность, поведение, общение людей, которые проявляются во всех видах общественных отношений. Общество можно рассматривать как функциональную систему с точки зрения тех функций, которые оно выполняет, например, функции целеполагания, адаптации, интеграции, самосохранения. Если посмотреть на общество как на трансформационную систему, то на передний план выходят процессы развития, изменения общественных отношений.
Общество — это определенный способ существования людей, обособившаяся от природы часть материального мира, которая включает в себя формы и способы объединения и взаимодействия людей, отражающие их всестороннюю зависимость друг от друга. Человек, будучи природным и социальным существом, устремлен к миру, к обществу, в котором он формируется как человек разумный, как личность.
Социализация — это включение человека в развивающийся общественный организм, в процессе которого он усваивает опыт предшествующих поколений и современников, приобретает знания и навыки, способы поведения, культуру. Эту общественную ориентацию можно назвать коллективистской устремленностью. Стремление человека к индивидуальному самовыражению можно определить как индивидуалистическую направленность.
В том или ином обществе, у того или иного человека мера коллективистской и индивидуалистической устремленности различна.
Определенным типам общества соответствуют и определенные типы личности. Так, на ранних этапах человеческой истории доминирует коллективистский тип личности. Здесь человек устанавливает свои отношения с миром, социальным, природным в основном через коллектив. Хорошо известен институт «остракизма» или выселение из общины в античной культуре, что являлось самым серьезным наказанием. В эпоху Возрождения в европейской культуре начинается процесс все большей индивидуализации сознания и поведения людей, что нашло свое выражение в формировании к XIX в. нового буржуазного типа общества, новой индустриальной культурно-исторической эпохи.
Существует глубинная взаимосвязь между сущностью общества и сущностью самого человека, спецификой его бытия. Поэтому при определении понятия «общество» мы должны прежде всего отразить эту взаимосвязь.
Общество — это специфический, т. е., отличающийся от остального животного мира способ организации жизнедеятельности людей, отражающий особённости бытия человека, его коллективистскую и индивидуалистическую устремленность.
По мере выявления сложности и многообразия общественной жизни постоянно усиливалось стремление ученых отыскать какое-то общее основание, общий знаменатель, к которому могло бы быть сведено все это многообразие.
Ответ на этот вопрос заключается в том, что все внешне многообразные явления общественной жизни представляют в сущности ту или иную- разновидность совместной деятельности людей. Так рассуждал О. Конт, основоположник социологии. М. Вебер считал основой жизни общества социальное, действие, понимая под ним человеческое поведение, ориентированное на другого человека. По словам К. Маркса, общество — продукт взаимодействия людей. Таким образом, все многообразие общественных явлений представляет в своей сущности тот или иной вид жизнедеятельности. Наличие у общества единой основы в форме жизнедеятельности людей не исключает представления о его многомерности, сложности. Оно может быть проанализировано и с точки зрения его социальной структуры, социальных институтов и др., но в его основе лежит совместная жизнедеятельность людей.
Прочее о социологии:
Опыт технологической деятельности в системе социальной работы в России
В 90 г. в постсоветск. России в рез-те многочисл-х реформ проблемными оказались все составл-щие образа жизни: как в сфере тр. (при многомесячных невыплатах зар/пл.), в семейн. ж., в воспт-нии детей, орг-ции быта и т.д., что стало социальн ...
Выводы
1. На основе анализа оценок экспертов Всемирного банка развития, а также результатов последних переписей населения сделан вывод о том, что Россия находится в состоянии затяжного демографического кризиса, который может привести к вырождени ...
Причины конфликтности в молодой семье в период первичной адаптации
В период брачной адаптации формируются общие представления супругов о браке и семье. Конфликт в молодой семье происходит именно из-за наличия у молодых супругов представлений о семейной жизни, в чем-то противоречащих друг другу.
В психол ...