Проблемы, волнующие старшеклассников (%)
Москва
Подмосковье
Приобретение интересной профессии
Личные денежные трудности
Денежные трудности семьи
Отношения с родителями
Отношения между родителями
Отношения со сверстниками
Конфликты с педагогами
Трудности усвоения школьного материала
Чем заняться в свободное время
Личная жизнь
Здоровье членов семьи
Отсутствие фирменных вещей
Будущее
79
11
—
28
21
6
2
6
4
58
53
4
20
81
12
14
20
13
12
4
12
9
56
46
2
—
Наиболее популярными были пять вариантов ответов. Бесспорно логичным можно признать выбор профессии - основной проблемой в подростковом возрасте. Для старшеклассников - выбор профессии всегда трудный жизненный этап, подкрепленный массовым сокращением учреждений профессиональной подготовки с бесплатным образованием.
Второе место среди проблем старшеклассников занимает озабоченность личными интимными переживаниями, что традиционно связано с возрастными особенностями подростков.
Представляет интерес достаточно устойчивый третий по значимости фактор -обеспокоенность школьников старших классов здоровьем своих близких. Если раньше родители пытались ограничить своих детей от бытовых и материальных проблем, то сегодня дети все больше включаются в жизнь семьи, участвуют в обсуждении финансовых и иных забот родителей. Соответственно приходит понимание возможной потери родителями здоровья, трудоспособности и катастрофических последствий такого положения для семьи.
Следующее место в ряду своих проблем, подростки считают конфликтные отношения с родителями, но этот вопрос всегда стояла перед подрастающим поколением, а в ряду сегодняшних проблем, наполняемость ответами по этой позиции сравнительно невелика.
Социологи Нижегородского государственного университета изучали причины конфликтов между родителями и детьми. Анкетированием было охвачено 850 учащихся 6-10 классов общеобразовательных школ города. Опрос показал, что конфликты между детьми и родителями обусловленны полом ребенка. Приведем наиболее частые причины ссор мальчиков и девочек с родителями:
Ответы мальчиков» Ответы девочек
54,5% - мало учу уроки дома 50,3% - иногда не слушаю
родителей, делаю по-своем)
46,1% - иногда не слушаю 47,4% - мало учу уроки дома
родителей, делаю по-своему
40,5% - из-за плохой учебы 37,2% - из-за моей грубости,
несдержанности
34,1% - мало читаю 33,7% - из-за плохой учебы
33,5% - много гуляю 31,9% - не убираю свои вещи
32,7% - не убираю свои вещи 28,6% - ссорюсь с братом (сестрой)
31,6% - из-за моей грубости, 27,4% - забываю выполнять
несдержанности просьбы, поручения
30,2% - много смотрю ТВ 25,4% - много смотрю ТВ
24,6% - много слушаю магнитофон 23,7% - мало ем, не то ем, не ем в
школе
24,3% - мало помогаю по дому 23,5% - мало помогаю по дому 24,3% - ссорюсь с братом (сестрой) 23,3% - меня не понимают
24,3% - плохо веду себя в школе 23,3% - из-за выбора профессии
Как видно, главными причинами ссор, споров, конфликтов детей с родителями являются учеба и борьба за самостоятельность, за право поступать по своему разумению, что родители расценивают как непослушание.
Но возвращаясь к общим проблемам старшеклассников, замечаем, что пятое место в ряду проблем, вызывающих обеспокоенность подростков, заняли неблагополучные отношения между родителями. Конфликты родителей являются источником низкой самооценки детей, формируют у ребенка состояние повышенной тревожности, вины. Интересно, что во всех без исключения семьях с высоким уровнем конфликтности супругов дети принимают сторону матери.
Остальные проблемы, характеризуются невысокой наполняемостью ответов.
Исходя из признания школьниками наиболее важной проблемой – проблему приобретения профессии, проанализируем, какие требования предъявляют школьники к своей будущей профессии.
Ориентации школьников (%) | ||
Предпочтительные качества будущей профессии |
Москва |
Подмосковье |
Требует высокой квалификации, новых знаний Высоко оплачивается Самостоятельная С гарантией от безработицы Не вредна для здоровья С нерегламентированным рабочим днем Требует предприимчивости, изобретательности Престижная Связана с разъездами, новыми впечатлениями Не требует физического и умственного напряжения Интересная |
36 58 13 25 47 17 21 37 25 4 6 |
22 76 19 43 42 8 18 30 23 9 — |
Именно в ответах на данный вопрос с наибольшей отчетливостью проявились новые тенденции в развитии общества, изменения в его ценностях и направленностях. В соответствии с переоценкой ценностей, которая наблюдается в нашем обществе, первостепенным требованием к труду школьники выделяют высокую оплату. Однако и здесь проявляется специфика ценностных ориентации: для молодежи области этот фактор значительно более значим чем для москвичей. В Москве высокая зарплата интересует прежде всего мальчиков(34%) и значительно меньше девочек (24%).
Второе по значимости качество для будущей профессии, повреждениям здоровья по видимому это связано с ухудщением экологисческой ситуации в мире, многочисленные публикации по этому вопросу в средствах массовой информации формирует у нового поколения новое экологическое сознание.
Третье по наполняемости ответов требование в будущей, профессии - гарантирантии от безработицы, т.е. должна быть востребована в любых экономических ситуациях. Этот факт свидетельствует, что молодежь понимает, сколь серьезную угрозу представляет перспектива не иметь работу, причем у юношей эта проблема стоит на много острее, чем у девушек (соответственно 77% и 33%).
Четвертые и пятые места отданы традиционно важным качествам будущей профессии, но теперь они сошли на второй план. Это престижность и высокая квалификация будущей работы. Именно эти качества больше волнуют москвичей, чем подростков Подмосковья: действие этих качеств ощутимо в крупных высоко урбанизированных центров, каковым является Москва.
В общем, сравнивая ответы школьников Москвы и Подмосковья, выяснилось, что школьники столицы ориентируются на высокооплачиваемый труд, нерегламентированный рабочий день и престижную работу, школьникам же области предпочтительнее независимость самостоятельность в осуществлении трудовой деятельности, большее значение придают уровню оплаты труда, гарантиям от безработицы.
Теперь интересно сопоставить эти данные с другим опросом, который выявлял конкретные жизненные планы учащихся (сопоставляя с мнением целителей)
Жизненные планы учащихся (в собственных оценках и оценках их | ||||||||||
родителей), % | ||||||||||
Контингент 9-е классы подростки родители 10-11-е классы подростки родители |
Намереваются стать | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
- 2,2 0,5 0,5 |
5,5 5,6 5 11,8 |
38,8 40 28,1 39,6 |
11,4 8,3 14,3 8 |
2,5 3,9 2,5 3,2 |
4,5 7,8 4,4 8,6 |
3 2,8 3,5 1,6 |
0,5 0,6 1,5 1,1 |
20,4 0,4 15,8 - |
11,9 11,8 - 0,6 |
1. рабочими 5. рабо
Прочее о социологии:
Классы в российском обществе
Проблемы социальной структуры общества в отечественной и зарубежной социологии принадлежат к числу центральных. В исследованиях социальной структуры особую роль играет выявление ее составных элементов, в частности, классов.
«Новое постпе ...
Христианская модель семьи
В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например, под запретом оказались полигамные браки и левират — обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове.
Во времена первых христиан мужчина оста ...
Гражданское общество
На раннем этапе из коллективного единомыслия выделяется воля одной личности – вождя. Только он мог бросить вызов общественному мнению, заявив о начале новой исторической эпохи.
Далее происходит формирование целого слоя людей – бигменов ( ...