Стало очевидно, что вопросы формирования здорового образа жизни среди молодежи переходят в категорию наиболее актуальных для социальной работы, педагогики, медицины и других отраслей знаний. Значимость проблемы определяется ее ориентацией в будущее.
Целью работы по здоровьесбережению в образовательных учреждениях является:
создание благоприятных условий для личностного развития человека (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психолого-педагогической помощи в саморазвитии и самореализации в процессе адаптации, социализации, обеспечение молодому человеку возможности сохранения здоровья за период обучения, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.
Первоочередные задачи:
обеспечение, сохранение и укрепление физического, психологического, социального, нравственного здоровья личности,
формирование нравственного сознания, нравственных качеств, социально значимых ориентаций и установок в жизненном самоопределении и нравственного поведения;
создание комфортного, гуманизированного воспитательного пространства в микросоциуме;
поиск оптимальных здоровьесберегающих режимов учебно-воспитательной работы;
разработка и совершенствование методов здоровьесберегающего образования, с использованием технологий, адекватных целям и задачам учебных курсов и состоянию здоровья молодых людей.
Основными направлениями деятельности по формированию здорового образа жизни должны стать:
создание благоприятных условий для организации здоровьесбережения в образовательных учреждениях,
обеспечение диагностики, коррекции и консультирования для учащихся, студентов, родителей и педагогов по проблеме здоровьесбережения,
организация спортивно-оздоровительной, досуговой и других видов деятельности детей, подростков, взрослых;
культурно-просветительская работа по пропаганде и разъяснению здорового образа жизни.
Задачи формирования и укрепления здоровья молодежи могут быть решены только благодаря комплексному, междисциплинарному подходу. Главное - это воспитание соответствующей культуры здоровья с юношеского возраста:
физической - управление движением;
физиологической - управление процессами в теле;
психологической - управление своими ощущениями и внутренним состоянием;
интеллектуальной - управление мыслью и размышлениями, направленными на совершенствование позитивных нравственно - духовных ценностей.
Для повышения эффективности работы по формированию здорового образа жизни молодежи необходимо:
разрабатывать единый подход к формированию физического и психического здоровья детей;
совершенствовать нормативно-правовое и организационное обеспечение службы учреждений образования в целом и по вопросам координации со службами других ведомств, в частности;
устранить однонаправленность взаимодействия психологов, педагогов, специалистов по социальной работе;
разрабатывать и внедрять конкретные механизмы взаимодействия и методы совместной профилактической работы специалистов различных служб;
широко освещать современное состояние дел, касающееся здоровья молодежи; формировать у них активную позицию в этом отношении;
вводить в программы курсов повышения квалификации для работников образования темы по возрастной физиологии, психологии, вопросам сохранения здоровья;
вводить в программу аттестации образовательных учреждений оценку
деятельности учреждений по сохранению здоровья учащихся и оценку
параметров психологической безопасности образовательной среды.
Направления деятельности по здоровьесберегающей работе и их разграничения - условны, так как каждое связано по целям и задачам, по содержанию и последовательности реализации. Например, профилактическая работа оказывается не только следствием диагностического этапа, но упреждает диагностику функциональных состояний.
Цель воспитания школьников по здоровьесбережению - сформировать личность человека Ноосферы, которая обладает развиваемыми качествами.
Работа по здоровьесбережению в образовательных учреждениях может включать в себя:
Терапевтические мероприятия на занятиях - музыкотерапия, ароматерапия, арттерапия, эстетотерапия, ритмопедия, релаксопедия, библиотерапия и др. Использование их стабилизирует здоровье, снижает уровень невропатизации, повышает выносливость к учебным нагрузками др.
Прочее о социологии:
Взаимодействие общества и природы
Естественной основой жизни общества является природа. Природа в широком смысле слова — это материя, взятая во всем многообразии ее форм. Однако чаще это понятие употребляется в более узком и определенном смысле, обозначая всю совокупность ...
Философская антропология. Человек и общество
Всякая значительная по масштабу теория общества предполагает явное или неявное присутствие какой-то теории человека, его сущности и места в мире. Иными словами, с теоретической социологией всегда соседствует определенная философская антро ...
Понятие и сущность социальной политики
Социальная политика трактуется как неотъемлемая функция цивилизованного государства и модернизированного общества.
Социальная политика представляет собой обязательный элемент деятельности общества и государства, ее важнейшую область, где ...