В своей основе социальная работа предстает как нормативная деятельность. Она непосредственно связана с нравственными ценностями и социальными нормами, с поведением человека, которое может быть социально одобряемым или неодобряемым, "хорошим " или "плохим", агрессивным и девиантным или конформным и правопослушным. Процесс оказания помощи почти всегда призван содействовать клиенту сделать этический выбор и принять ценностные решения, сформировать свою нравственную волю и целостность.
Ценностные ориентации имеют важнейшее значение для функционирования индивидуума и общества. Ценности - способы отношения к миру и к людям. Они представляют связь между оценивающим субъектом и оцениваемым объектом.
Ценностная система координат в социальной работе становится краеугольным камнем в построении любой осмысленной практики: только в ней наблюдаемые факты обретают смысл, и только так социальные действия оформляются в целенаправленную деятельность. Социальный работник не может занимать нейтральную позицию внешнего наблюдателя по отношению к клиенту и его проблемам, руководствуясь классическими принципами научной объективности. Он включен в ситуацию взаимодействия. Эффективность социальной работы зависит от степени взаимной включенности работника и клиента в процесс совместного целеполагания и целедостижения. Ключевыми для социальной работы становятся понятия и категории "социальное благосостояние" и "социальное функционирование". Они несут в себе ценностно-нормативный подтекст и подразумевают жизнедеятельность в обществе по его нормам и в соответствии с его ценностями. Нарушение социального функционирования можно рассматривать как нарушение исключительно с точки зрения существующей иерархии общественных ценностей. Улучшение социального функционирования - развитие того, что соответствует социальной норме.
Посредническая миссия социальной работы в системе социальных отношений сделала неуместным однополярный этический ригоризм "или-или". Поэтому система профессиональных ценностных ориентаций начала строиться по принципу "как то, так и другое". Такой подход учитывает взаимозависимость и взаимообусловленность благосостояния личности и общества, свободы и ответственности, прав и обязанностей. Здесь взаимосвязаны ценности самореализации личности и общественного блага. Личностная автономия рассматривается как необходимое условие социальной включенности и ответственности.
Подобное положение дел заставляет социального работника в каждом конкретном случае искать баланс, меру взаимной непротиворечивости между личным и социальным, идеальным и реальным, должным, возможным и желательным. Социальная работа в этом понимании становится инструментом демократического общества - она стремится согласовать и примирить часто противоречивые интересы государства, общества, социальных групп и личности.
Этические принципы социальной работы определяются базовыми ценностями демократического общества, важнейшие из которых, как отмечают У. Фридлендер и Р. Эпт это:
1) твердая вера в ценность, достоинство и творческие возможности каждого индивида;
2) вера в несомненное право каждого иметь собственное мнение и убеждения, свободно их выражать и воплощать в жизнь в той степени, в которой это не ущемляет прав других людей;
3) непоколебимая убежденность в неотъемлемом и неотчуждаемом праве каждого человека делать свой выбор и действовать на его основе в рамках меняющегося и развивающегося, но при этом стабильного общества.
Нормативно-ценностная природа социальной работы проявляется, например, в том, каким образом клиенты невольно включаются в систему профессиональных ценностных ориентаций. Социальный работник, работая с клиентом, неизбежно транслирует ему свои ценностные установки и свое понимание проблем. По сути, социальный работник предлагает клиенту осознать себя и свое психологическое пространство в системе таких категорий, как тревожность, агрессия, конфликт, чувство вины, мотив. В свою очередь он должен суметь увидеть и принять базовые ценности клиента, нормы его культуры и субкультуры и уметь вести диалог с клиентом в терминах его культурного окружения. Поэтому особую важность в социальной работе имеет процесс взаимовлияния ценностных систем.
Прочее о социологии:
Брак – основа семейных отношений
«Брак
– это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к обществу».1
Иными словами, брак – ...
Подходы к
самостоятельному поиску работы
Сначала четко сформулируйте требования к своей будущей работе. После этого обратитесь к своим друзьям, родственникам и знакомым, к знакомым своих знакомых и друзей. Используйте любые встречи, вечеринки и прочее для поиска вакантного рабоч ...
Особенности молодежной субкультуры.
ü Молодежная субкультура, как особая неформальная культура.
ü Исследования интересов подростков.
ü Преступность подростков.
У современной молодежи отдых и досуг - ведущая форма жизнедеятельности, она вытеснила труд как в ...