В России сложился и функционирует институт "специалистов социальной работы". С 1991 года началась профессиональная подготовка по специальности "социальная работа".
В настоящей работе сделана попытка проанализировать некоторые аспекты подготовки специалистов по социальной работе, специфику их деятельности и профессионального мастерства Эффективность социальной работы рассматривается как максимально возможное в данных условиях достижения целей по удовлетворению социальных потребностей населения при оптимальных затратах
Большое значение в повышении эффективности социальной работы имеет микроуровень - непосредственно деятельность социального работника на уровне клиента. Она имеет первостепенное значение для формирования профессиональной мотивации, для защиты клиентов, для смягчения различного рода отклонений в социальном обслуживании населения.
Социальный работник осуществляет ряд конкретных видов деятельности: психологическую, педагогическую, организаторскую и др.; он осуществляет цели социальной работы (увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; адаптация людей в обществе и, наконец, достижение такого состояния, когда необходимость в помощи социального работника отпадает и т.д.).
Социальный работник должен владеть не малым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, социологии, педагогики, право, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы.
Профессионально важные качества в работе рассматриваются как проявления психологических особенностей личности социальных работников. Социальные работники всегда интерпретируют объективную реальность через структуру своей личности. Личностные качества специалистов по социальной работе являются базисными при становлении профессионального мастерства.
Наиболее точным инструментом социального работника всегда будет его способность к пониманию смыслов заложенных в жизнедеятельности клиентов. Такая способность - искусство, которое обеспечивается нерефлексируемыми механизмами, интуицией, заложенной в подсознании человека. Эти способности нельзя сформировать лишь на основании профессионального обучения, но они всегда будут тем более действенны, чем выше культурный и интеллектуальный уровень социального работника, гуманистической направленности его личности.
Выполненная работа и полученный фактический материал обращают внимание на особую важность при профессиональном обучении, переподготовке, повышении квалификации, работы с сознанием социальных работников. Именно сознание - важнейший ресурс совершенствования профессионального мастерства. Другими словами становится чрезвычайно важной работа по формированию образа мира сотрудников социальных служб.
Сказанное требует развития в профессиональной подготовке социальных работников, практико-ориентированных дисциплин психолого-педагогического цикла, формирование у будущего специалиста эмоционально-образного и социального мышления, создание условий для раскрытия креативного потенциала, социальной изобретательности.
Практика социальной работы - не только наука, но и искусство, предполагающее наличия у специалиста по социальной работе комплекса гуманистических качеств.
[1] Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России. Учебное пособие. - М.: Наука, 1995.-с.16.
[2] Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. - М.: РГСИ, 1993.-с.19.
[3] Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России. Учебное пособие.-М.: Наука, 1995.-20с.
[4] Там же. - с.21.
[5] Теория и методика социальной работы. Учебное пособие. М.: Издат-во «Союз» 1994 г.-339 с. (Часть 1).-с.321.
[6] Ляшенко А.И. Профессиональное становление социального работника: Автореф., дис. канд. психол. наук. - М., 1993 г.
[7] Работник социальной службы. Профессиональный журнал №1 (3) 1998 г. Москва, Учредитель журнала: Ассоциация работников социальных служб.-с.25.
Прочее о социологии:
Социальная реабилитация лиц старших возрастов в социальных учреждениях социального
обслуживания
Социальная реабилитация граждан старших возрастов в домах-интернатах получает особый ракурс. Она имеет своеобразие и отличие от сложившегося представления о социальной реабилитации. Это своеобразие объясняется рядом обстоятельств.
Характ ...
Старость
В традиционных обществах старым людям, как правило, оказывалось большое уважение. В культурах с возрастной градацией “старейшины” обычно имели главное, часто решающее, слово в делах, касающихся всей общины. Авторитет мужчин и женщин в сем ...
Описание теорий дискриминации в условиях рыночной экономической системы
Явление дискриминации объединяет и дискриминационные различия в заработной плате, продвижении по службе, при найме на работу и т. д. Нельзя не согласиться с утверждениями Рональда Дж. Эренберга и Роберта С. Смита, что перед тем как присту ...