Россия конца XX столетия, поменявшая свои ориентиры, задает новый социальный контекст жизни и деятельности человека. Происходит смена устоявшихся традиций, ментальных характеристик образа жизни, стиля общения и взаимодействия людей. Вырисовываются и дают о себе знать новые социальные нормы и установки. Иными становятся требования к становящейся и развивающейся личности. Претерпевают существенные изменения социальные институты и транслируемые с их помощью ценности и социально одобряемые стереотипы индивидуального и массового сознания. Меняются личностные эталоны и идеалы.
Педагогика, как и другие человековедческие дисциплины, отвечает на создавшуюся социальную ситуацию пересмотром, казалось бы, незыблемых категорий, к числу которых относятся социализация и воспитание. Основанием для такого пересмотра являются современные знания о сущности социализации и воспитания, их соотношении и процессуальных характеристиках, феноменологических новообразованиях (адаптивность и неадаптивность, конформность, личный опыт, субъективность и духовность личности, самореализация, личностный рост и др.). Сегодня педагог имеет возможность ближе познакомиться с наиболее выдающимися персоналиями (3. Фрейд, П. Сорокин, Э. Берн, К. Роджерс, В. Франкл, М. Бубер, М. Мид и др.), вписавшими в теорию социализации и развития личности основные страницы. Доступ к их работам долгие годы был практически закрыт. Расширившееся смысловое пространство является исходной посылкой для рассмотрения факторов, механизмов и условий социализации и воспитания личности, научное осмысление которых позволит педагогу вводить своего воспитанника в сложный и противоречивый мир с наибольшими приобретениями в физическом и психическом здоровье, интеллектуальном и эмоциональном развитии, а также с расширенными возможностями в саморазвитии, самореализации и самоутверждении.
Прочее о социологии:
Идейно-теоретические истоки
Существует известное представление, идущее от Энгельса и сформулированное В. И. Лениным в статье <Три источника и три составные части марксизма>, о том, что источники учения Маркса в целом - это немецкая классическая философия, англ ...
Описание теорий дискриминации в условиях рыночной экономической системы
Явление дискриминации объединяет и дискриминационные различия в заработной плате, продвижении по службе, при найме на работу и т. д. Нельзя не согласиться с утверждениями Рональда Дж. Эренберга и Роберта С. Смита, что перед тем как присту ...
Значимость социально-медицинской помощи гражданам пожилого возраста
ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) считает необходимым для удовлетворения основных здравоохранительных потребностей населения, содействовать адекватному развитию служб социально-медицинской помощи. При этом важны как интеграция и ...