3) с 25 лет – полностью дееспособны.
Формирование личности происходит в процессе воздействия на нее различных социальных групп, институтов, которые заинтересованы в том, чтобы человек усваивал определенные ценности и осваивал конкретные социальные роли. Это – агенты и институты социализации. Среди них выделяются:
- отдельные личности – агенты социализации, воздействующие на индивида в процессе обучения и воспитания (учитель, родители)
- учреждения – институты социализации, которые направляют социализацию, контролируют ее протекание (школа, ВУЗ)
По характеру воздействия агентов социализации выделяют первичную и вторичную. Агентами первичной социализации являются родители, родственники, семья, друзья, учителя и т.д. Все они составляют первичную или ближайшую к человеку среду, которая оказывает непосредственное воздействие на индивида. Агентами вторичной социализации выступают администрации школы, ВУЗа, предприятия, институты государства: армия, милиция, суд, а также церковь, СМИ, политические партии и т.д.
На различных этапах социализации роль агентов не одинакова. В младенческом возрасте особое значение приобретает отношения ребенка с родителями, родственниками, братьями, сестрами, которые являются основными агентами социализации. На следующей стадии на ряду с основными агентами появляются дополнительные, которые в своем влиянии более специализированы, т.е. формируют конкретные качества (учителя, воспитатели, врачи и т.д.). Существенное значение в процессе социализации приобретают средства массовой информации, особенно телевидение, поскольку информация телепередач легко усваивается, имеет символическое содержание, обеспечивает усвоение ценностей и стандартов поведения.
На стадии от 8 до 15 лет особая роль принадлежит малым социальным группам ровесников. С помощью группы сверстников облегчается переход от родительской опеки к взрослости, раскрываются те или иные индивидуальные качества, ранее подавленные авторитетом отца или заботой матери.
Иногда мы можем наблюдать мальчика играющего в куклы, деградирующего взрослого человека, потерявшего работу, человека покинувшего мирскую жизнь и ушедшего в монастырь. Все это случаи не удавшейся социализации, вызванные нарушением в ее процессе.
Одной из причин таких нарушений является депривация, т.е. отсутствие родительской заботы, которая оказывает влияние на эмоциональное и психологическое здоровье и познавательные способности ребенка. Последствиями нарушений могут выступать психические отклонения, различные виды беспокойств, деградация личности, преступность. Особенно остро это проявляется в экстремальных ситуациях.
Прочее о социологии:
Исторические типы брака
В истории человечества существовали иногда одновременно, но в разных местах, четыре системы брачных отношений:- групповой брак – брачный союз нескольких мужчин и женщин (повсеместно был распространен в первобытном обществе);- полигиния – о ...
Христианская модель семьи
В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например, под запретом оказались полигамные браки и левират — обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове.
Во времена первых христиан мужчина оста ...
Цели деятельности
Группы могут различаться по цели деятельности, которая придает содержание и смысл совместной деятельности людей, в значительной мере предопределяя характер взаимоотношений между ними. Целевая направленность в значительной степени присуща ...