На сегодняшний день образование рассматривается как одна из основных ценностей, без которых невозможно дальнейшее развитие. В современном мире право на образование рассматривается как одно из фундаментальных естественных основных прав человека. Такое понимание права на образование закреплено Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и рядом других международных документов. ЮНЕСКО рекомендует рассматривать право на образование как элемент права на жизнь, права на развитие, права на непрерывное образование, которое должно реализовываться в течение всей жизни человека. [14]
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования установила равенство в получении образования не зависимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и других убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод гласит, что никому не может быть отказано в праве на образование. Данной формулировкой Европейская конвенция подтверждает право каждого человека на образование, налагает запрет, на какую бы то ни было дискриминацию в праве на образование. [9]
Как уже упоминалось, дискриминация в образовании определяется ограничением доступа к нему по принадлежности человека к определенной группе (этнической, гендерной, религиозной и т.п.). Нас интересует доступность высшего образования для национальных меньшинств, поскольку нередко получение престижной профессии определяет положение на рынке труда, социальный статус индивидуума в обществе и дальнейшую его жизнь.
Довольно часто представители этнических меньшинств испытывают языковые и психологические трудности в процессе школьного обучения, понижающие затем доступность высшего образования.[4]
Постановка проблемы о влиянии языка обучения в школе на доступность высшего образования в широком смысле, учитывающем выбор конкретного ВУЗа, специальности, возможности горизонтальной мобильности, включенность в социальные сети определенного типа, актуальна как с точки зрения общих проблем российской системы образования, так и с позиций произошедших в новейшей истории России этнополитических изменений. Во многих бывших республиках Советского Союза и в Республиках входящих в состав РФ язык стал национальным символом, особой этнической ценностью. В этих условиях задачей национальной системы образования является перевод языка из этнического символа в реально действующий инструмент познания окружающего мира, истории народа, его духовных ценностей. [10]
Однако следует помнить, что целенаправленная политика создания преимуществ в получении высшего образования для определенных групп населения может приводить к существенному снижению доступности высшего образования для других граждан, если целевая группа достаточно многочисленна. [27]
Например, в Эстонии, после проведения социологического исследования было выяснено, что если брать все население трудоспособного возраста, то неэстонцы имеют пока незначительное преимущество перед эстонцами и в целом удельный вес среди учащихся и студентов среди эстонской и неэстонской молодежи одинаковый. [27] Тем не менее, в Таллинне обучалось 65% эстонцев 15-25 лет и лишь 43% неэстонцев. Существенные различия наблюдались в той возрастной группе, для которой характерно обучение в высших учебных заведениях: здесь у эстонской молодежи было преимущество в 1,4 раза по Эстонии и в 1,9 раза в Таллинне – именно во столько раз доля обучающихся среди эстонской молодежи была больше, чем среди неэстонской.
Прочее о социологии:
Этап окончания конфликта
Этап окончания конфликта – наиболее сложная фаза, ибо от результата окончания спорных отношений зависит заново складывающийся баланс политических сил.
Обычно в конфликтологии рассматривают два основных варианта окончания конфликта - дост ...
Подготовка заключенных к выходу на свободу. Проблемы
социальной работы с осужденными в исправительных учреждениях России
В России пенитенциарная социальная работа как самостоятельный вид профессиональной деятельности начала формироваться с 2001г. Это связано с преобразованием уголовно-исполнительной политики в сторону гуманизации, т.е. соблюдения прав осужд ...
Оценка степени алкоголизации населения России
В ухудшении здоровья и генофонда российских народов лидируют три группы причин: социально-экономические, легальные (алкоголь, никотин) и нелегальные наркотики, экологические факторы. Алкоэкогеноцид - глубокая тотальная трагедия России, СН ...