Следует отметить, что Теннис был хорошо знаком с трудами Маркса, посвященными анализу капиталистического способа производства. Более того, его интерес к марксизму носил устойчивый и постоянный характер. По его собственному признанию, интерес к проблематике «кризиса культуры» был разбужен в нем не в последнюю очередь чтением «достойной восхищения работы Карла Маркса» (имеется в виду первый том «Капитала»), хотя, как добавляет Теннис, марксизм не оказал прямого влияния на выработку его собственных идей.
Действительно, не только принципиальные выводы, но и сама марксистская постановка проблем оказалась чужда Теннису.
Теннис пришел к оценке марксизма как «безусловно, ложного учения».
Несмотря на некоторое увлечение Марксом, он в своей концепции игнорирует учение общественных формаций, основанное на определяющей роли в их смене форм собственности на орудие и средства производства. Конструируя свою линию социальной эволюции не с точки зрения экономических структур, а с позиции «общности» и «общества», возвышающихся над ними, Теннис сближает капитализм и социализм и, напротив, отграничивает феодализм и капитализм. Поэтому он считает, что переломным моментом всемирной истории является переход от феодализма (традиции) к капитализму (современность), а не от капитализма к социализму и к идее социалистической революции относится негативно.
Проводя критику негативных сторон капитализма, Теннис способствует формированию социально-критической функции социологии, которая во второй половине XX века оформилась в направление критической социологии.
Теннис рассматривает гражданское (буржуазное) общество как институт равных эгоистических индивидов, стремящихся к выгоде и переменам. Данное общество нуждается в государственной воле, опирающейся на естественное право – закон, которое является продуктом политики.
Проблема дихотомии «гражданское общество – политическое государство», связанная с вопросами взаимодействия неполитической и политической сфер социальной жизни, обрела острую актуальность в реформируемом российском обществе. В нем отсутствуют традиции гражданского общества (добровольная самореализация «снизу») и укоренились традиции государственной принудительной организации жизни общества «сверху».
Соответствующее данному праву общественное (политическое) государство выступает как машина упорядочения социальных отношений рациональных расчетливых индивидов.
В работе «Введение в социологию» (1931) Теннис усложнил схему анализа в прикладной социологии, выделив три типа форм социальной жизни: социальные отношения, группы (совокупности) и корпорации (ассоциации). Соответственно, он включил в нее такие типы связи, как общинно-товарищеские (господства и подчинения), душевные и социальные, союз, различающиеся по количеству участников, плотности, характеру и др.
Состояние договорно-обменных отношений в гражданском обществе отвечает потребностям всемирного рынка. Следовательно, соответствующее ему политическое государство должно быть «мировым государством».
Необходимо также отметить, что культурно-пессимистические идеи не вызывали у Тенниса паники, боязни неведомого будущего, что нес в себе XX век, но заставляли его анализировать, думать и искать. Честный анализ социальной данности, демократические установки обусловливали отстаивание Теннисом антифашисткой правды в условиях пикового проявления фашизма в Германии.
Прочее о социологии:
Социальная общность и социальная группа. Социальные
группы и их роль в общественной жизни
Группа
- это такая совокупность людей, которые объединяются на основе совместной деятельности, общих целей. Она имеет свою систему жизненных ориентации, норм поведения, мораль, культуру и психологию, благодаря которым у индивида формируе ...
Индивидуальный разброс в возрасте сексуальной инициации.
Доля мужчин, начинающих сексуальную жизнь очень рано (в 15 лет и моложе), всюду значительно выше, чем доля женщин (в Дании, Исландии, Англии, Греции и Португалии таких мужчин около 25 %). Но и доля "ретардантов", вступающих в се ...
Методологический раздел
Интерпретация основных понятий:
Лидер - член группы, который и в значимых ситуациях способен оказывать существенное влияние на поведение остальных участников.
Политический лидер – это авторитарный член организации, группы, общества в це ...