Изучение истории роста народонаселения в связи с этапами общественного прогресса позволило демографам обнаружить закономерности в демографическом развитии человечества и разработать на их основе концепцию роста и стабилизации численности населения Земли.
Эта концепция как система взглядов на демографическое развитие человечества, которая объясняет все прошлые его изменения и даёт основу для прогнозных оценок, получила название «теории демографического перехода». Как уже отмечалось основателями её являются французский учёный А. Ландри и американский учёный Ф. Ноутстайн. Среди российских же учёных идеи о возможной стабилизации численности населения Земли высказывали академик С.Г. Струмилин и известный демограф Б.Ц. Урланис, а в её конкретной разработке активно участвовали А. Боярский, Я. Гузеватый, А. Вишневский и другие отечественные демографы. Ныне она признана большинством демографов и используется как основа прогнозных разработок ООН по населению Земли на 21 век.
В основе теории демографического перехода лежит выявленная закономерность смены типов воспроизводства населения со сменой этапов общественного производства — от присваивающего к аграрному, от него — к индустриальному и далее к постиндустриальному. Общая картина связи этих процессов описана в предыдущем разделе данной темы .
Главная суть теории демографического перехода состоит в сле
дующем
: в демографической истории человечества наука установила два основных типа воспроизводства населения — патриархально-крестьянский (традиционный) с высокими уровнями рождаемости и смертности и промышленно-городской (современный) с низкими уровнями рождаемости и смертности, каждый из которых обеспечивает стабильный, но невысокий прирост населения. Вызвавший большую тревогу мировой общественности быстрый рост населения в 20 веке, темп которого обеспечивал удвоение населения каждые 30-40 лет, является достаточно временным и будет постепенно затухать по мере перехода большинства стран к современному типу воспроизводства населения. Таким образом, ранее считавшийся бесконечным (по мере экономических успехов) рост численности населения, ограниченный лишь кризисными ситуациями (войнами, эпидемиями, голодом, экономическими бедствиями), не является таковым. Его ограничением выступает современное устройство жизни общества, которое приводит к саморегуляции его численности. При этом на уровне общества в целом снижается преждевременная смертность и растёт продолжительность жизни, в то время как на уровне семьи происходит повсеместное, всеобшее снижение рождаемости. В ряде случаев рождаемость может сравняться по своей величине с уровнем смертности, а иногда падает и ниже его. Это происходит в том случае, если смертность достигает своего естественно обусловленного уровня и далее снижаться не может. Таким образом, при патриархальном типе воспроизводства главным регулятором численности населения выступает уровень смертности, а при современном воспроизводстве главную роль начинает играть рождаемость, ограничивая и даже прекращая рост его численности.
Однако, чтобы достичь такой ситуации, человечество проходит
определённые этапы (фазы) своего развития и совершает переход от крестьянского к современному типу воспроизводства, поэтому теория
получила название « теории демографического перехода»
. Этот переход наглядно отражается графиком, на котором чётко видны его основные фазы.
Прочее о социологии:
Этические аспекты социальной работы с бывшими заключенными
Несколько последних десятилетий были ознаменованы процессами широкого распространения идеи международного гуманитарного права и применением прав человека на практике. В отечественной академической традиции социальной работы и социальной п ...
Безработица: общая
характеристика. Сущность и причины безработицы
Безработица - это сложное, многоаспектное социально-экономическое явление, присущее обществу с рыночной экономикой, при котором часть экономически активного населения, незанятая в производстве товаров и услуг. Т.е. суть безработицы состои ...
Обоснование методологии исследования
Поступая на первый курс факультета социологии, я мечтал, что после шести лет обучения смогу, наконец, разобраться, что есть общество и как возможен социальный порядок, чтобы понять причины многочисленных окружавших меня проблем. И уже сей ...