И еще стоит добавить, что протестантизм вместо свободы и воли породил механицизм, где отвел человеку роль маленького винтика, лишенного влияния на свою судьбу.
Итак, у Запада, таким образом, утратился тормоз в виде религии. Снялись ограничения к экономическому, военному и техническому совершенствованию. Протестантизм дал техническому прогрессу гигантский толчок. В новых условиях зарождается сила, ориентируемая на прибыль любой ценой, даже ценой уничтожения самого общества. Общество из единой структуры превращается в собрание независимых индивидов, объединенных экономическими отношениями. Целью жизни провозглашается философия успеха. Вместо идеи общего спасения, достигаемой коллективной ответственностью, рождается идея личного успеха, где каждый отвечает лишь за себя. Личное благо становится выше общего. Коллективизм сменяется индивидуализмом. Возникает целая когорта людей, ориентированная эксплуатировать кого угодно и как угодно, если это несет прибыль. Элита в своих целях опускается до целей простолюдинов и прекращает быть элитой. Теперь это просто богатые простолюдины, флюгеры, которыми крутит ветер выгоды.
Когда высшим ориентиром становится материальная выгода, логика подсказывает, что, с точки зрения сиюминутной выгоды, грабеж слабых результативнее их защиты. Так вступает в действие знаменитый тезис «человек человеку — волк».
Очень скоро выяснилось, что ни человек, ни группа людей не могут противостоять новому божеству по имени Рынок. Если члены нового общества нарушат закон Рынка, они упадут. Миллионы таких же даже не перешагнут их. По закону Рынка упавших просто затопчут. Человек, чтобы не быть раздавленным, вынужден выполнять законы Рынка так же тщательно, как некогда выполнял законы Бога. Величие Рынка стало настолько огромно, что люди лишились уверенности в себе. Все признали, что никто на планете не в состоянии управлять поведением Рынка. Божество поменялось, но проблема в том, что прежняя сила требовала от человека быть человеком, а новая – животным.
Финансовая элита служит деньгам. Отдавая им все свое время и силы, она ничего не получает взамен. Реального увеличения благ не происходит, меняются только виртуальные цифры. Для оправдания социального расслоения рождается теория социал-дарвинизма. Теперь общество объявляется не единой семьей, где сильные заботятся о слабых, а джунглями, где выживает сильнейший.
Во всем мире работает гигантская мозгопромывочная машина, оглупляющая людей до предела. Пропаганда активно убеждает широкие массы, что все происходящее есть естественный ход и порядок вещей, который надо терпеть, потому что он естественный. Масса, понимая жизнь как единственную возможность получить удовольствие, хочет получить его быстрее. Рождается массовая преступность. Никакие полицейские меры не в силах остановить ее рост, потому что исчезает главный полицейский — религия, будившая совесть в каждом человеке.
Западное общество попало под власть закона, выведенного не из Откровения, а из той логики. Разрубленная теорией Монтескье на три части, исполнительную, законодательную и судебную, власть переходит из рук человека в руки закона. Миром правит новый правитель, Закон. Звонкая фраза «власть закона» на практике означает власть юристов. В конечном итоге власть узурпирует тот, кто платит юристам, то есть капитал.
Увы, но демократическая система в условиях рынка, как мы видим, не ведет к справедливости, скорей, наоборот – к еще большей власти богатых. К этому фактору еще добавляется коррупция и тогда уже большая часть народа остается фактически бесправной.
О коррупции стоит сказать отдельное слово, так как именно в таком обществе ее не искоренить никакими репрессивными мерами (ну разве что тотальным расстрелом).
Здесь решающим фактором является идеалы и ценности. Если божеством человека являются деньги – человек будет предавать и убивать ради них. Если главная ценность – честь или награда после смерти – человек будет поступать согласно своей совести. В итоге второй вариант оказывается более полезным для общества и индивида, нежели первый.
Каким образом человеку прививаются определенные идеалы?! В основном через семью, школу и СМИ. Что мы имеем сегодня: родители вынуждены проводить большую часть времени на работе, чтобы прокормить семью. Школьная система не дает необходимых знаний – учителями все меньше становятся люди по призванию, желающие связать с этим свою судьбу. К тому же постепенно уходят люди советской закалки, приходят новые – мало что понимающие в окружающем мире и, следовательно, ничего детям дать не способные. ТВ и пресса же сегодня очень однотипны – всё сводится к стимулированию низменных инстинктов.
Таким образом, сегодня нет систематических источников для развития и воспитания сильной патриотической личности.
Для общества потребительская идеология – это опасный вирус, программирующий его на самоуничтожение.
Изначально потребительская идеология выступала как средство послевоенного восстановления Европы в середине прошлого века. В Европе в средствах массовой информации в 60-х годах активно пропагандировался стиль жизни нового общества. По телевизионным каналам транслировались рекламные ролики призывающие совершать покупки, пользоваться скидками и кредитами. Основным действующим лицом этих рекламных фильмов была молодая семья имеющая ребенка и рассчитывающая завести еще одного; муж хорошо зарабатывал, работая инженером на одном из заводов, жена также подрабатывала, распространяя косметику среди своих подруг (семья могла позволить себе няню). Основным заказчиком этих роликов была государство, на примере семьи обучающее свое население азам экономического и социального поведения. Подобный идеал стал дублироваться и культивироваться Голливудом и многими писателями, по сути отвечавшими на социальный заказ.
Прочее о социологии:
Функции сервисной деятельности в преодолении дисгармонии между социальными
процессами и биологическими особенностями
человека.
Сервисная деятельность выполняет очень важные функции в преодолении дисгармонии между социальными процессами и биологическими особенностями человека. Во-первых,
можно с высокой степенью вероятности предсказать, что в обозримой историческ ...
Особенности развития социологии организации и
социологии религии в России
Социология организаций как часть общесоциологической теории является социолого-управленческой дисциплиной. В то же время она входит в состав другой области знания - теории организации и управления. Социология организаций и теория организа ...
Социальные методы борьбы с алкоголизмом, профилактическая работа
Профилактика алкоголизма – это комплекс психологических способов и приемов формирования отрицательного отношения к алкоголю. А так же это действенные методы формирования такого образа жизни и направленности личности, при котором сводится ...