С первых мгновений жизни ребенок развивается как социальное существо. Значимость общения со взрослыми для психического развития ребенка подтверждается случаями глубокого и необратимого недоразвития детей, выросших в изоляции от человеческого общества при резком недостатке воспитательного воздействия взрослого. Ведь в ходе этого взаимодействия происходит социализация ребенка, усвоение им определенной системы ценностей, норм, знаний, национальной и общечеловеческой культуры. Крайней степенью изоляции являются примеры так называемых «волчьих детей» («дети-Маугли») [8, c.24].
Младенец появляется на свет, имея определенный запас врожденных безусловных рефлексов, т.е. автоматических, непроизвольных ответов на определенные внешние раздражители. И хотя его нервная система далеко не сформирована, она готова приспосабливать организм к внешним условиям. Безусловные рефлексы новорожденных сами по себе не обеспечивают появления человеческих форм поведения. В отличие от этого, набор безусловных рефлексов детенышей животных является необходимой природной основой для поведения взрослой особи: защитные, охотничьи, материнские и другие реакции совершенно необходимы для ее нормального существования. Ребенку же для нормального психического и физического развития необходима забота о нем взрослых.
Забота о старшем поколении необходима для выживания с точки зрения, что старики являются носителями накопленного жизненного опыта, который передается ими последующим поколениям. Уже в первые века нашей эры специфика отношения к человеческой старости, принесенного христианством в европейскую культуру, заключалась в поддержании высокого ценностного статуса старости в обществе.
Семья – многостороннее отношение, которое регулируется нормами морали и права. Это сложное социальное образование исследователи рассматривают как социальный институт и малую социальную структуру. Семья - это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми; это малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Социальная необходимость семьи обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Первоначальную основу семейных отношений составляет брак – легитимное признание тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства и партнерства, которые сопровождаются рождением детей [3, с.65]. Но семья может представлять собой более сложную систему отношений, чем брак: семья может объединять не только супругов и детей, но также и других родственников. Поэтому можно заключить, что семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семей [там же, с.66].
Семья как воспитывающий коллектив характеризуется непрерывностью и длительностью отношений между людьми разного пола и возраста. Эмоциональный настрой семьи, чувства, связывающие чувства ее членов, являются тем фундаментом, на котором строится вся семейная жизнь. Семья выполняет несколько важных функций:
1. Хозяйственно-бытовая функция – поддерживание физического состояния семьи, уход за престарелыми.
2. Экономическо-материальная функция – поддержание одними членами семьи других – несовершеннолетних престарелых и нетрудоспособных.
3. Функция социального контроля – ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность.
4. Духовная функция – духовное обогащение членов семьи.
5. Социально-статусная функция – предоставляет членам семьи определенное положение в обществе.
6. Досуговая функция – организация рационального досуга.
7. Эмоциональная функция – осуществление психологической защиты, организация эмоциональной поддержки, стабилизирующей личность, предотвращающая дезинтеграцию личности [5, с.309].
Функционируя, семья формирует свой образ жизни, микрокультуру, причем основой выступают ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.
Прочее о социологии:
Особенности молодежной субкультуры.
ü Молодежная субкультура, как особая неформальная культура.
ü Исследования интересов подростков.
ü Преступность подростков.
У современной молодежи отдых и досуг - ведущая форма жизнедеятельности, она вытеснила труд как в ...
Понятие социального статуса
Рассматривая социальные системы, современные социологи разработали концепции, согласно которым люди не могут рассматриваться в качестве элементной базы общества. Люди, скорее, проживают в этих системах подобно жильцам многоквартирного дом ...
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Выдержки из городской целевой программы на 2005 год
Районы
города
Отделения по работе с семьей и детьми в муниципальных учреждениях "Комплексный центр социального обслуживания населения" ...