Анализ сущности и содержания технологий социальной диагностики и социальной терапии позволяет сделать вывод о том, что в первом случае речь идёт о выявлении и постановке конкретной проблемы или комплекса проблем, препятствующих процессу полноценной жизнедеятельности человека, группы или коллектива. Во втором случае предполагается принятие определённых мер, направленных на полное или частичное разрешение выявленных проблем и оптимизацию процесса жизнедеятельности субъекта. Не будет ошибкой предположить, что социальная диагностика и социальная терапия являются важнейшими составными частями деятельности по социальной поддержке и социальной защите. Именно такие задачи решаются многими наиболее известными учреждениями и организациями в этой сфере – службами занятости и отделами социальной защиты населения, миграционными службами и отделами социального обеспечения, службами психологической поддержки и отделами по защите прав детей и т.п.
Социальная профилактика – это сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата.(24, С.221).
Профилактические мероприятия необходимы и важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Это обусловлено тем, что любой участок социальных отношений, социальных связей и взаимодействий всегда связан со столкновением различных точек зрения и различных интересов, несовпадением мнений и позиций, стремлением к достижению различных целей и т.п. Это с неизбежностью приводит к конфликтным ситуациям и к удовлетворению интересов одних социальных субъектов за счёт ущемления интересов других. Правильно организованная, грамотно и своевременно осуществлённая работа социально-профилактического содержания помогает избежать возникновения этих и им подобных ситуаций.
Приведённое выше определение понятия «социальная профилактика» позволяет выделить основные цели, на достижение которых направлен этот процесс:
ü выявление причин и условий, способствующих возникновению какой-либо проблемы или комплекса проблем;
ü уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы;
ü предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы;
ü сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей;
ü содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей (22, С.31).
Даже поверхностный анализ перечисленных целей позволяет сделать вывод о том, что в социально-профилактических мероприятиях при определённых условиях может нуждаться любой человек, любые социальная группа, организации или коллективы, независимо от степени их социального благополучия на данный момент.
Характер и содержание социально-профилактической работы с конкретным социальным субъектом определяется его собственными характеристиками, потребностями и возможностями. Чаще всего, и в первую очередь во внимание принимаются такие его характеристики как физический и психологический статусы, материальное положение, социальный статус, уровень образования, система потребностей и целей и т.п. Различия в этих характеристиках позволяют более точно определить возможные и первостепенные объекты социальной профилактики.
Прочее о социологии:
М. Ковалевский
Генетическая концепция.
Все новейшие этнографические исследования указывают, по мнению социолога, на то, что материнство не находится в причинной связи с гинекократией.
У меланезийцев в имущественном наследовании сын уже зависит от отца ...
Типы социальной стратификации.
Независимо от форм, которые принимает социальная стратификация, ее существование универсально. Известны четыре основные системы социальной стратификации: рабство, касты, кланы и классы.
Рабство.
Причины рабства. Неотъемлемой чертой рабс ...
Исследование общественных коммуникаций
В целях анализа институциональных образований в практиках научных коммуникаций мы предлагаем выделить несколько пересекающихся аспектов.
1. Традиционное деление научных коммуникаций на формальные и неформальные представляет интерес в кон ...