2. Концепция социального достоинства. Возникает и входит в практику социальной работы во второй половине ХХ века. В отличие от концепции социальной полезности, инвалид рассматривается как один из членов общества, независимо от своего физического состояния, своих физических возможностей и своей полезности для общества, как безусловный объект социальной помощи. Социальная помощь должна быть ориентирована не на решение за инвалида его проблем, а на создание условий, в которых возможна его максимальная самореализация, его последующая интеграция в общество (31, С.27).
Эти две основные аксеологичекие концепции стали основанием для разработки и внедрения в практику социальной работы с инвалидами её основных моделей: медицинской или административной и социальной или «интерактивной». Эти модели представляют собой следующее:
Медицинская или административная модель социальной работы с инвалидами исходит из того, что человек с ограниченными возможностями должен приспособиться к окружающему миру, к обществу, подвергнуться процессу реабилитации для того, чтобы соответствовать существующим социальным нормам. Во многом именно эта модель деятельности определяет современную законодательную базу и реальную практику социальной работы с инвалидами, отделяя их от общества здоровых людей, ограничивая их права и возможности (40, С.358).
Социальная или «интерактивная» модель, напротив, исходит из предположения, согласно которому, ощущение инвалидом ограниченности своих возможностей вызвано не болезнью, а существующими для него в окружающей социальной среде барьерами. То есть, ограниченные возможности инвалидов – это не столько следствие болезни или травмы, сколько результат их притеснения внутри общества (40, С.64).
Основную цель социальной помощи инвалидам сторонники этой модели деятельности видят в том, чтобы устранить многочисленные физические, психологические, социальные и другие барьеры, существующие в современном обществе и препятствующие полноценной жизнедеятельности инвалидов.
В современном российском законодательстве принято следующее определение понятия «инвалид» – это лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности, в силу физических и умственных недостатков, нуждается в социальной помощи и защите (27, С.211). Таким образом, согласно законодательству Российской Федерации, основанием для предоставления инвалиду определённого объёма социальной помощи является ограничение системы его жизнедеятельности, т.е., полная или частичная утрата человеком способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением и занятиям трудовой деятельностью (31. С.263).
Организация системы социальной помощи, поддержки и защиты инвалидов требует учёта «внутренних» особенностей этой категории людей: возраста, возможности трудиться, способности к передвижению и т.п. Этим определяются основные виды инвалидности, ставящие перед социальными работниками, медиками, педагогами и другими специалистами достаточно специфические задачи. Виды инвалидности можно выделять и анализировать по целому ряду оснований.
По возрастным характеристикам:
- дети-инвалиды и инвалиды-взрослые.
По происхождению инвалидности:
- инвалиды детства, войны, труда, по общему заболеванию и т.п.
По способности передвигаться:
- мобильные, маломобильные и неподвижные.
По степени трудоспособности:
- трудоспособные (инвалиды 3-й группы), ограниченно трудоспособные и временно нетрудоспособные (инвалиды 2-й группы), нетрудоспособные (инвалиды 1-й группы).
Прочее о социологии:
Особенности ориентировки частичновидящих в темное время суток
Цель занятия
– помочь приобрести людям с остаточным зрением навыки передвижения в темное время суток.
Содержание занятия.
Проблемы ориентировки и мобильности у частичновидящих и слабовидящих возникают как в помещениях при электрическом ...
Правила создания
собственного образа
Поэтому одним из важных моментов, повышающих конкурентоспособность человека на рынке труда, является работа над собственным имиджем. Если вы желаете получить работу, закрепиться на новом месте, а тем более достичь успехов в профессиональн ...
Факторы, обуславливающие эффективность процесса реабилитации несовершеннолетних
осужденных
Реабилитационные мероприятия должны преследовать единую цель и быть непременно взаимосвязаны. Непременным условием успешности процесса реабилитации выступает заинтересованность самих подростков в результатах, а также их семей, государства ...