Согласно данным Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (1963), возраст от 60 до 74 лет рассматривается как пожилой, 75 лет и старше – старые люди, возраст 90 лет и старше – долгожители. ВОЗ в 1982 г. выбрала возраст 65 лет как индикатор пожилого возраста. Возраст старше трудоспособного, согласно классификации ООН, - свыше 65, а в России – 60 лет [16].
В России в конце XX века, в период между переписями (1989 – 2002гг.) число людей в возрасте 60 лет и старше увеличилось более чем на четыре миллиона человек. К 2025 г. пожилые и старые люди составят более четверти в общей численности населения России.
Проблемы социальной работы со старыми людьми в настоящее время находятся в центре внимания многих социальных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на решение социальных вопросов, обеспечение приемлемого уровня жизни пожилых и старых людей [15].
Для пожилых людей серьезными социальными проблемами становятся:
ü поддержание приемлемого материального уровня жизни, особенно в условиях инфляции;
ü получение качественной медицинской помощи и социальной поддержки;
ü изменение образа жизни и адаптация к новым условиям;
ü осознание естественности процесса старения, снижения физической активности, возможности активного передвижения.
Чтобы эффективно оказывать социальную помощь пожилому человеку, необходимо знать его индивидуально-психологические особенности и потребности, с которыми необходимо считаться как социальным работникам, так и родственникам, ухаживающим за ними.
По мнению А. Маслоу, существует иерархия базовых потребностей человека: [19]
ü физиологические (пища, вода, сон и т.п.);
ü потребность в безопасности, защите (стабильность, порядок);
ü потребность в любви и принадлежности (семья, дружба, социальные связи);
ü потребность в уважении (самоидентификация, самоуважение, признание);
ü потребность в самоактуализации, в свершении жизни (развитие способностей).
Большинство проблем пожилых людей связано с основными базовыми потребностями выживания. Многие из них живут в бедности, что не позволяет им приобретать одежду и другие вещи, у них плохие жилищные условия, они теряют социальные связи (умирают родственники, друзья).
Своеобразие личности пожилых людей обусловливает и содержание их потребностей:
ü во взаимодействии, общении с другими людьми, активности и чувстве общности с другими людьми;
ü в автономии;
ü в компетентности, в способности воздействовать на окружающую ситуацию.
Эти три вида потребностей ориентируют человека на рост, социальную интеграцию, встраивание себя в социальную систему.
ü Первая группа - потребности в избегании страданий, в спасении, в постоянстве (привязанность человека к определенным людям, предметам), в стремлении избегать новых, неожиданных ситуаций и контактов.
ü Вторая группа - потребность в автономии, выступающая в идее собственной независимости, свободы, стремлении идти по жизни своим путем, сопротивляться принуждению. Упрямство и неприятие чужого мнения - также проявление потребности в автономии. Это путь защиты собственной независимости. В эту же группу входят:
ü потребность в защите (в защите своего я от постороннего вмешательства, нежелание раскрываться, стремление сохранить свой внутренний мир);
ü потребность в заботе о других, особенно у женщин;
ü потребность во власти.
ü Третья группа - «подчиненные» потребности: потребность в любви, эротике, в отталкивании, в творчестве. Пожилые люди должны иметь право:
ü на безопасность. Окружающая обстановка и социально-экономическая ситуация должны внушать людям старшего возраста чувства защищенности, уверенности, они должны знать, что могут рассчитывать на гарантированную помощь в сложных жизненных ситуациях;
ü принадлежать самим себе, быть свободными от вмешательства, публичного внимания к жизни, самодостаточными;
ü на признание достоинства внутренней ценности, выраженного в уважении к уникальности и личным нуждам, независимо от сложившихся обстоятельств;
ü на независимость, возможность мыслить и действовать без ссылки на другого человека, включая готовность принять на себя определенный риск;
ü права, связанные с гражданством;
ü выбора из предлагаемых им вариантов. Например, жить в своей квартире самостоятельно или со своей семьей, избрать постоянным местом жительства интернат или пансионат, принять помощь социального работника;
ü не удовлетворенность достигнутым. Воплощение личных устремлений и способностей во всех аспектах жизнедеятельности.
С годами у пожилых людей увеличивается количество заболеваний и, следовательно, становятся необходимыми уход, медицинская помощь, а также психологическая поддержка, социальная защита, обучение новым навыкам в связи с потерей некоторых функций.
Прочее о социологии:
О менталитете этноса
Влияние этнокультурных условий на социализацию человека наиболее существенно определяется тем, что принято называть менталитетом (понятие, введенное в начале XX в. французским ученым Л. Леви-Брюлем).
Менталитет - это глубинный духовный с ...
Технологии социальной работы с детьми и семьями
Применительно к семьям различных категорий клиентов используются различные технологии социальной работы. Многодетн. С. спец-сты относят к С-е группы риска, как правило эти семьи явл-ся экономически неблагополуч-ми (безработные, неск-ко иж ...
Основные формы технологий с. р. в правоохр. Органах
Специфика проф. д-ти раб-ков прав-х орг. содержит факторы, негативно влияющие на выполнение ими служебных обязанностей и на всю жизнед-ть в целом. Проф. деформацию личности раб-ка нередко вызывают высок. ур. псих-ой и физ-ой напряженности ...