Упоминание о системных зависимостях и об ориентации на позитивное развитие заставляет обратиться к основополагающим теоретическим построениям: семейная терапия основана на теории систем и все больше ориентируется на концепции развития или эволюционно-теоретические концепции.
Анализируя специфику системной ориентации и ориентации на развитие в детском и подростковом возрасте, следует признать, что семья играет роль среды, в которой ребенок может получить более или менее благоприятные возможности для развития. При этом поведение ребенка само по себе привносит качественные изменения в условия развития, оно активно участвует в этом процессе. Это имеет значение, конечно, не только для детей, но и для всех членов семьи: мы понимаем семью как развивающее пространство, то есть систему условий, создающих возможности для развития как каждого отдельного члена семьи, так и всей семьи как единого целого. Это система с обратной связью, то есть ее особенности формируются в процессе развития и определяют ее возможности развития. Поэтому развивающее пространство семьи можно с полным правом описать как систему результатов развития.
Условия развития определяются отношениями членов семьи друг с другом, структурой семьи в целом, внешними влияниями на семью и возможностями преодоления проблем. Значимость каждого условия зависит прежде всего от его места в структуре, например от того, действует ли новая ситуация только как «стрессор», повышающий вероятность декомпенсации или как «стимул к развитию», вызывающий продуктивную дискуссию. В этих рамках психопатология рассматривается как психопатология развития. Тем самым психические нарушения включаются в общую систему жизненных процессов.
Семьи нуждаются в психотерапевтической помощи в тех случаях, когда возможности преодоления проблем оказываются недостаточными в сопоставлении с имеющимися нагрузками. Общие цели семейной терапии, согласно этой концепции, состоят в том, чтобы высвободить возможности развития в семье, активизировать ресурсы для преодоления проблем, превратить «мешающие факторы» в «факторы развития».
При этом психотерапевты в той мере, в какой для них вообще возможна совместная работа с семьей, включаются в описанные взаимосвязи; между специалистами и семьей быстро формируются трансактные связи, в которых отражаются профессиональные установки, а также структура семьи и ее стратегии защиты. Таким образом, и систему терапии можно понимать как структурный элемент условий развития всех участников терапии.
Прочее о социологии:
Заключение.
Подводя итоги работы, надо заметить, что идут бурные процессы изменения в обществе, которые соответственно влияют на социализацию подростков. Вообще обществу требуются такие его члены, которые способны жить в этом обществе.
Сегодня в Рос ...
Основные направления
государственной политики по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних
Итак, безнадзорность и беспризорность детей продолжает оставаться одной из тревожных характеристик современного российского общества. Данное социальное явление, вызванное целым комплексом причин, характеризуют следующие показатели.
Ежего ...
Поведение.
«Любовная карта» – термин, недавно предложенный сексологом Дж. Мани. Любовная карта индивида включает идеальный тип партнера, идеальные отношения, виды возбуждающих сексуальных или эротических действий. Любовная карта гомосексуала говорит ...