Оценить, насколько повысился уровень информированности участников группы, можно с помощью двух основных способов - объективного и субъективного (с точки зрения участников семинара-тренинга). В обоих случаях понадобится анкета, при составлении которой желательно пользоваться советами социолога.
Субъективная оценка участников.
В данном случае анкета включает список критериев, и участникам предлагается оценить тренинг по этим критериям. Критериями могут быть: новизна информации, комфортность, практическая полезность. Также критерии оценки тренинга можно представить в виде «Я-высказываний», участники отмечают степень согласия или несогласия с этими высказываниями.
Например:
Утверждение |
Полно-стью согласен |
Частично согласен |
Частично не согласен |
Полно-стью не согласен |
На тренинге я приобрел много новой информации по теме семинара. |
1 |
2 |
3 |
4 |
В ходе тренинга я чувствовал себя комфортно. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Информация, полученная на тренинге, пригодится мне в дальнейшем. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Я обязательно поделюсь с друзьями полученной информацией. |
1 |
2 |
3 |
4 |
В ходе тренинга я получил ответы на все свои вопросы по теме семинара. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Обработать полученные результаты несложно. По каждому утверждению отметьте, каких ответов было получено больше всего. Осталось только сделать выводы.
Достаточно сложно оценить, удалось ли в ходе тренинга сформировать у участников установку на заботу о своем здоровье. Во-первых, полуторачасового тренинга для этого явно не достаточно, для этого необходима длительная работа (минимум три дня). Во-вторых, методы исследований по изменению рискованного поведения очень специфичны, и использовать их могут только специалисты-социологи. Поэтому здесь очень кратко описываются только два основных метода.
«Панельное интервью-выход».
По прошествии некоторого времени (3 - 6 месяцев) после окончания семинара проводятся исследования, цель которых - выяснить, каким образом информация и навыки, полученные на тренинге, повлияли на формирование модели безопасного поведения участника. «Панельное интервью-выход» может включать следующие вопросы: какие важные для себя решения принял респондент после семинара, принял ли решение относительно употребления наркотиков, что повлияло на принятие такого решения, может ли вспомнить информацию, полученную на семинаре, как оценивает влияние этого тренинга на свое поведение и многое другое.
«Фокус-группы».
С помощью этого метода также можно ответить на все вопросы «Панельного интервью-выход», однако «фокус-группа» представляет собой обсуждение, на которое приглашаются все участники тренинга. Но, если в «панельном интервью» цепочка вопросов должна выявить у респондента его оценку тренинга, то фокус-группа собирается для обсуждения тем и проблем, которым был посвящен тренинг; об этом участники оповещаются заранее. Обсуждение проходит в свободной форме, поэтому этот метод часто предпочтительнее «панельного интервью».
Эффективность тренинга во многом зависит от того, насколько большим арсеналом средств он обладает для достижения той или иной цели.
Первый шаг в решении задачи выбора средств – это выбор методического приема. К наиболее часто применяемым метолам относятся групповые дискуссии, ролевые игры, психодрама и ее модификации, психогимнастика.
Выбор того или иного методического приема, а также конкретного средства в рамках этого приема определяется следующими факторами:
Прочее о социологии:
Проблемы психосоц. р. с населением
Понятие “психосоциальный”, с одной стороны, определяет точку зрения на причины чел-го страдания – взаимодействие соц-х и психич-х пр-м друг с другом, с другой, указывает способы решения пр-мы, учитывающие как соц-ые, так и психол-кие аспе ...
Введение.
Личность Питирима Александровича Сорокина - одна из наиболее эрудированных, противоречивых и выдающихся личностей в истории социологии и культурологии.
Родился Питирим Александрович Сорокин 21 января 1889 года в селе Турья, Яренского уез ...
Характеристика дискриминации по национальному признаку в России. Оценка дискриминации по национальному признаку в сфере
обучения и образования
На сегодняшний день образование рассматривается как одна из основных ценностей, без которых невозможно дальнейшее развитие. В современном мире право на образование рассматривается как одно из фундаментальных естественных основных прав чел ...