Технология соц. адаптации занимает существенное место в содержании социальной работы и достаточно широко использ-ся. Она характеризует, с одной стороны, процесс взаимодействия объекта социальной работы с социальной средой, а с другой - является отражением определенного результата социальной работы, который может выступать критерием ее эффективности. Поэтому понимание сущности адаптивных процессов, их механизма — необходимое условие профессионализма социального работника. Под соц. ад. понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности. Социальная адаптация приобретает исключительную актуальность в переломные периоды как жизнедеятельности человека, так и в периоды радикальных экономических и социальных реформ. Специфические моменты технологии социальной адаптации: только человеку свойственно создавать специальные “приспособления”, определенные социальные институты, нормы, традиции, облегчающие процесс его адаптации в данной социальной среде; только человек обладает способностью сознательно готовить к процессу адаптации молодое поколение, используя для этого все средства воспитания. Группа кл-тов к кот. примен-ся тех-гия соц. ад., это кл-ты испытывающие изменения в результате резкой какой - либо перемены ситуации (смена места работы, учебы, соц-но-экономич-х условий жизни и др.). Сложные проблемы возникают у лиц, отбывших тюремное наказание. Особенно остро встают семейно-бытовые проблемы, проблемы взаимоотношений в трудовых коллективах. В практике социальной работы технология регулирования адаптивными процессами приобретает особую значимость в стационарных социальных учреждениях для детей и взрослых, в том числе в домах-интернатах для престарелых. Одной из важнейших функций современных домов-интернатов, придавшей новый смысл этим учреждениям, стала социальная адаптация и реадаптация. Ослабление способности к адаптации, свойственное пожилому возрасту, сказывается при смене места жительства, привычного окружения, при необходимости общения в непривычной обстановке и т.п. Для того, чтобы помочь клиенту адаптироваться в новых условиях, социальному работнику необходимы сведения о характерологических особенностях этого пожилого человека, наклонностях и интересах, установках и привычках. С/р-к может и должен также научить индивида общению, сочувствию, осмыслению ситуации совместного проживания и т. д. В целом для работы с пожилыми людьми социальный работник должен осуществлять контакты с врачом и медицинским персоналом, используя данные из истории болезни, о прошлой жизни, знакомиться с состоянием здоровья клиента, его возможностями по передвижению, способностями к самообслуживанию. Данная тех-я явл-ся перспективной, поскольку она примен-ся и будет прим-ся. Так, н-р, созд-ся Центры постинтерн-ой адаптации (в г. ПЗ, Мончегорск и Кандалакша) в целях совершенствования сист. СО нас-я и орг-ции постинтерн-ой ад-ции выпускников интерн-х учр-ий, попавших в ТЖС, п-щи в реализации их законных прав и интересов, улучшении их соц. статуса. При применении данной тех-гии необходимо использовать адаптационыый потенциал и р-сы самого кл-та, который может целенаправленно контролировать и регулировать процесс своей соц. ад.
Прочее о социологии:
Социально-правовой статус лиц, освобождающихся из мест лишения свободы
Подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в ИУ, начинается не позднее чем за 6 месяцев до окончания срока лишения свободы и включает в себя:
- проведение беседы с каждым осужденным, в процессе которой выясняется, где он намерен ...
Теоретические основы профессиональной деятельности
социальных работников. Исторические
традиции развития социальной деятельности в России
Развитие социальной работы в России имеет свою логику и особенности, которые выражаются и в понятийном аппарате истории российской социальной помощи (благотворительность и призрение - основные, специфические понятия отечественного опыта) ...
Понятие общества
На первый взгляд вопрос о том, что такое общество, представляется довольно простым. Общество — это совокупность людей. Действительно, без людей нет общества, но только такой ответ был бы неполным, поверхностным. Он не учитывает неизбежно ...