Современный аспект.
Новейшие данные подтверждают, что всё больше детей в Европе вырастает только с одним из физиологических родителей.
Сокращение рождаемости с середины 60-х гг.сопровождалось постоянным ростом числа разводов.
В настоящее время в ФРГ, Австрии и Швейцарии почти каждый третий брак распадается. В больших городах это уже почти каждый второй.
Открытому проявлению супружеского кризиса предшествует, как правило, скрытый подготовительный период, который частью не осознаётся участниками. В большинстве случаев это медленный, затрагивающий обоих супругов процесс деградации брака. «Одно французское исследование также показало, что разводу зачастую предшествуют неоднократные попытки разойтись. Прежде всего из-за детей или по финансовым соображениям супруги всё время откладывают решение о разводе. Наконец, когда вырастут дети, улучшится финансовое положение или усилится процесс деградации брак, они приводят его в исполнение.» При этом готовность принять во внимание развод существенно зависит от социального статуса супругов: в браках, где женщины работают, разговоры о разводе заводят чаще; самую низкую готовность к разводу проявляют жители аграрных районов, неработающие женщины (для них развод означает жизнь за пределами прожиточного минимума),
Разводы не являются «патологическим» явлением современных обществ: они в положительном смысле функциональны, если удаётся остановить разрушительные кризисные тенденции в отношениях двух людей путём изменения их жизненного положения и вернуть им после довольно длительных коллизий, связанных с разводом, как личную способность радоваться жизни, так и готовность по мере своих сил и умений участвовать в жизни общества.
Некоторые специалисты в области социологии семьи считают, что тенденция к увеличению числа разводов, взята сама по себе, не внушает опасения до тех пор, пока большая часть разведённых заключает новые браки. Развод представляет собой в принципе, только косвенный комплимент идеалу современного брака и в равной степени свидетельство его «трудностей».
Цифры разводов и без того показывают только вершину айсберга. Вместе с разведёнными по закону следует предположить наличие, во-первых, значительного количества пар, разошедшихся фактически, во-вторых, неизвестного количества несчастных, но из-за детей или по экономическим соображениям или общественным мотивам не распавшихся браков.
Число вновь вступающих в брак в большинстве стран не растёт и не снижается, тогда как число разводов увеличивается.
Как представляется, социокультурное давление, которому раньше подвергались разведённые и которое часто вело к скорым повторным бракам, сегодня ослабло.
Альтернативы браку и семье.Параллельно сокращению числа заключаемых браков распространилось, прежде всего на севере Европы, в Швеции и Дании, а в 70-е гг.и в государствах центральной и западной Европы, формы совместного сожительства, аналогичные браку. Всё больше людей предпочитают не вступать в брак в самом начале своих отношений или вообще не вступать в брак. Эта изменившаяся позиция имеет в значительной мере отношение к изменению социокультурного характера феномена « молодёжи ». Классическая фаза молодости между наступлением половой зрелости и полной социально-экономической зрелости (часто связанной с браком), теперь изменилась. Молодые люди, прежде всего средних и высших социальных слоёв, достигают социокультурной зрелости задолго до того, как обретают экономическую независимость от родителей. С одной стороны, вступление в трудовую жизнь у молодых отодвинулось из-за удлинения срока школьного и университетского образования. С другой сторны, в более раннем возрасте «предпочтение» отдаётся возможности дейсивовать и потреблять. «Постиндустриальное» общество благоприятствует раннему наступлению совершеннолетия – прежде всего в области потребления, а также социальных и сексуальных отношениях, и отсрочивает наступление экономической самостоятельности (как у работающих взрослых). Молодые, ещё не став производителями, уже являются потребителями. Компетентное участие молодых в потреблении делает их более зрелыми с социокультурной точки зрения, чем это было у предыдущих поколений. Молодые остаются экономически полностью или частично зависимы от родителей, но ведут себя, по видимому, независимее от нормативных представлений последних, особенно в социосексуальной сфере.
Прочее о социологии:
Социальный контроль над проституцией как социальной девиацией
Существует три модели социального контроля за проституцией: прогибционизм, регламентация и аболиционизм'7. Первая модель основана
на запрете проституции и юридическом (уголовном или административном) преследовании лиц, занимающихся прости ...
Этноцентризм и культурный релятивизм:
«Этноцентризм — это общая концепция или точка зрения отдельных людей, согласно которой собственный народ, социальный слой, собственная раса или некая собственная группа выдвигается на центральное место как превосходящая все остальные и пр ...
Классы в российском обществе
Проблемы социальной структуры общества в отечественной и зарубежной социологии принадлежат к числу центральных. В исследованиях социальной структуры особую роль играет выявление ее составных элементов, в частности, классов.
«Новое постпе ...