В 90-х годах было проведено исследование, цель которого - 1 определение социального портрета проституции7. Использовались такие методики, как опрос и анкетирование проституток, сотрудников правоохранительных органов, врачей кожно-венерологических диспансеров. Была поставлена задача получить ответы о возрасте, образовании, месте рождения (городская или сельская местность), местность проживания (город, пригород, сельская местность), материальном, жилищном, социальном и семейном положении (наличие родителей, мужа, детей, других родственников), среде воспитания (семья, в том числе полная или нет, вне родительского дома), возрасте, с которого стала заниматься проституцией, причинах, побудивших к этому, месте, где обычно подыскивается клиент и т.п. От сотрудников правоохранительных органов стремились получить оценку эффективности, прежде всего, правовых мер по борьбе с этим явлением. У работников кожно-венерологических диспансеров выяснялись состояние и динамика венерологических заболеваний по отдельным категориям граждан. Было опрошено 98 проституток (из них - 42 валютные), 243 сотрудника правоохранительных органов, 121 медицинский работник. С учётом невысокой репрезентативности объёма исследования использовались данные других исследований, опубликованных в печати. Осуществлён выборочный контент - анализ более 750 статей по проблемам проституции. Результаты были такими: среди валютных проституток 69% - женщины до 30 лет. Из них: несовершеннолетних - 7%, 18 - 20-летних - 14%, 21 - 25-летних - 29%, 26 - 30-летних - 19%, старше 40 лет - 5%.Среди уличных и вокзальных проституток 68%, старше 30 лет. Из них: 35% - женщины 41-45 лет, 10% - 51-60 лет, несовершеннолетних - 13%. Около 65% валютных проституток имеют образование не ниже среднего, а 23% - высшее или незаконченное высшее. Только 15% вокзальных проституток имеют среднее образование. Подавляющее большинство (81%) из общего числа респонденток не состоят в браке, из них - 24% разведены, 2% - вдовы. Более половины вокзальных и иных низших категорий проституток не работают (52%). Служащих - 24%, рабочих - 10%, домохозяек - 8% , учащихся - 6%. Среди валютных проституток соотношение несколько другое: не работающие - 36%, служащие - 29%, рабочие - 23%, учащиеся - 9%, домохозяйки - 2%. Чаще всего среди проституток преобладают представительницы сферы обслуживания, а также студентки вузов, учащиеся техникумов и ПТУ, школьницы. Среди валютных проституток 75% проживают либо в отдельных, либо в коммунальных квартирах, не имеют жилья - 10%. Около 50% вокзальных проституток не имеют постоянного места жительства. У каждой пятой опрошенной из общего числа проституток семейный бюджет ниже определённого государством прожиточного уровня. Свыше половины (53%) проституток воспитывались в неполных семьях, либо вне родительского дома - 16% (детдом, родственники, знакомые). 22% ничего не сказали о своих родителях, 16% к ним равнодушны, 4% высказали своё презрение.
Ещё одним мотивом, толкающим женщину на панель, является нужда. Это подтверждают социологические опросы самих проституток, ещё одним подтверждением служит то, что проституция получила наиболее широкое распространение в странах с низким уровнем жизни, а также то, что ею занимаются, в основном, представительницы малоимущих слоев общества. Но, этому ремеслу предаются и многие обеспеченные женщины, в том числе, имеющие прочный достаток с помощью той же проституции. Тысячи женщин готовы умереть голодной смертью, но не торговать своим телом. Поэтому причину проституции следует искать не в нужде, в материальной необеспеченности, невысоком социальном положении, а в том, как эти обстоятельства отражаются в личности, в её мироощущении, в её отношении к окружающему миру, к своему месту в нём.
Прочее о социологии:
Этапы развития и институционализации социологии в
России
Становление любой науки связано с ее институционализацией, то есть приобретением данной наукой всех атрибутов социального института. Выделяются две формы институционализации: внешняя и внутренняя. В процессе внешней институционализации на ...
Характеристика среды, условий проживания в домах-интернатах
Даже в высокоорганизованных учреждениях не удается избежать особенностей среды:
· ограниченные возможности занятости;
· монотонный образ жизни;
· ограниченность жизненного пространства;
· недостаток бытового комфорта;
· психологическ ...
Результаты прогнозов и требования к ним
При проведении прогнозирования важно определить требования к результатам, чтобы их можно было использовать в практической работе. Для этого необходимо: обеспечить согласованность результатов решения различных прогнозируемых проблем с реал ...