«Матерью благотворительности является религия»
Э.Эндрюсс
Издавна русская земля славится благотворительностью и милосердием, тем, что называется помощью ближнему своему и состраданием. Всем известны имена Третьяковых, Морозовых и Мамонтовых, чьи судьбы и деяния не сходят с уст вот уже несколько поколений.
В настоящее время общество и власть в нашей стране делают попытки стать партнерами. Безусловно, благотворительность как традиционно российское явление является одним из важнейших методов, способствующих построению гражданского общества. Именно благотворительность, являющаяся сознательной деятельностью граждан, не понуждаемых к этому государством, и есть фактор, способствующий преодолению разобщенности разных слоев общества, сглаживанию социальных противоречий. Благотворительность, это то, что присуще гражданскому обществу [46]. Взаимодействие гражданского общества и государства в вопросах благотворительности должно заключаться в создании последним условий, поощряющих благотворительность.
Для того чтобы благотворительность была эффективной, она должна носить планомерный, целенаправленный, адресный характер. В настоящее время она носит некий дежурный характер и заключается в задаривании по праздникам «продовольственными наборами» или проходит в виде рекламных акций.
Исторический опыт нашей страны богат вдохновляющими примерами милосердия, сострадания и человеколюбия. Вместе с тем он заставляет задуматься о глубинных изъянах в системе социальной защиты населения. У благотворительности много форм и обликов. Самая высокая -самопожертвование «жизнь свою за други своя». Однако самая привычная для нас конкретная, бытовая благотворительность – это делать добро отдельным людям и человеческим сообществам – общине, городу, целой стране. В России есть давно сложившиеся традиции благотворительности и ее направления. Их деятельность была связана со строительством, учреждением и содержанием больниц, приютов, училищ, школ, общин, бесплатных библиотек, музеев, храмов или же с накоплением художественных сокровищ, отечественных и иностранных, которые они отдавали в распоряжение всего общества [4,64].
Их благотворительность была направлена в помощь старым, больным, убогим, сирым и малым. Это была побуждающая и взыскующая поддержка тех, кто способен стать на ноги и дальше помогать себе и другим, радение о приумножении народного богатства и духовного достояния.
Богата традициями благотворительности и история Урала – края, который стал известен и всегда преумножал славу России своими несметными горными богатствами и заводами-богатырями. Во все времена не менее щедра была уральская земля и бескорыстными, отзывчивыми людьми, готовыми придти на помощь каждому, кто в ней нуждается.
Учение православного христианства о спасении души, о человеколюбии явилось одной из важнейших предпосылок становления культуры благотворения россиян. Лучше всего об истоках русской благотворительности сказал историк В.О.Ключевский: «Человеколюбие у наших предков было то же, что и нищелюбие, и любить ближнего, значило, прежде всего – накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице. Благотворительность считалась нужной не столько для благотворимых, сколько для благотворящих – для их нравственного здоровья, для поднятия уровня их нравственного совершенствования и как средство для обеспечения хорошего будущего в загробной жизни»[17,88]. Оказание помощи обездоленным, отеческое попечение о подданных стали нравственной обязанностью каждого имущего человека.
Церковная благотворительность сегодня имеет более сложную структуру, в которую к тому же входят и те многопрофильные благотворительные учреждения, организации и фонды, которые оказывают социальную помощь по многим направлениям – от материальной до психолого-педагогической.
В своем выступлении на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (13-16.08.2000) Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий подчеркнул, что в Православии милосердие — это не жалость, а образ жизни церковного организма. Он рассказал о деятельности Церкви в области благотворительности. Сегодня у Церкви на попечении находятся больницы и детские дома, дома престарелых, и психиатрические диспансеры, созданы патронажные службы. Через учреждения, находящиеся под попечением Церкви, проходят десятки и сотни тысяч больных и нуждающихся в помощи. Во многих епархиях налажена работа в области милосердия и благотворительности, действуют соответствующие епархиальные учреждения [55].
По истории православной благотворительности опубликовано большое количество работ известных авторов, таких как: К.В.Кузьмин, Б.А.Сутырин, П.Д.Павленок, Е.И.Холостова, М.В.Фирсов (серия исследований по истории социальной работы в России), В.И. Курбатов. Исследованием понятия «социальная справедливость» занимались В.И. Жукова, В.Е. Давидович, А.И. Лященко. Исследованием истории социальной помощи занимался отечественный ученый А. Стог в работе «Об общественном призрении». Проблемами источниковедения общественного призрения занимались В. Межов, А. Роговцева. Дело, начатое в XIX веке В. Межовым, продолжили Т. Ефремов, Н. Лучинский, А. Селиванов и другие. Сегодня систематизацией источников и библиографией по вопросам социальной помощи начинают заниматься такие отечественные ученые, как Л. Бадя, Н. Ефимова, В. Степанов.
Прочее о социологии:
Механизм социальной защиты от безработицы
Одно из направлений социальной защиты населения – разработка комплекса мер по обеспечению гарантий в области занятости, т.е. защита от безработицы. Для регулирования и организации занятости населения на территории Российской Федерации соз ...
Значение европейской социальной системы
Обращаясь к социальным проблемам – имущественному неравенству, занятости и безработице, практике социальной защиты, качеству жизни, вопросам сосуществования различных этнических и национальных групп, усвоения обществом постматериалистичес ...
Основные показатели уровня жизни населения
Одно из определений бедности мы установили как неспособность поддерживать определенный приемлемый уровень жизни. Так что же такое уровень жизни и каково его соотношение с бедностью?
Уровень жизни населения как социально-экономическая кат ...