Проблема толерантности и терпимости чрезвычайно актуальна для новейшей истории России, которая как новое государственное образование в форме Российской Федерации существует с 1991года. Предшествующие этому драматические события, главное из которых - распад СССР, связаны, по нашему мнению, с рядом причин. Во-первых, с крушением командно-административной системы, реализация которой обеспечивалась иерархически обустроенной (по принципу демократического централизма) коммунистической партией, стоящей у власти и опирающейся на мощный аппарат КГБ. КПСС обеспечивала централизованное управление в рамках унитарного государства и одновременно через государственный аппарат (советской власти) и мощный горизонтальный пласт партийных комитетов поддерживала идеологическое единство многонациональной и многоконфессиональной страны. На место раннехристианского принципа "Несть грека и несть иудея, а есть христианин", обладавшего колоссальной объединительной и пассионарной силой, в советской стране при ее возникновении был выдвинут лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", также сыгравший объединительную роль при реинтеграции распавшейся после революции 1917 года Российской империи. Во-вторых, отмена 6-й статьи Конституции СССР о доминирующей роли коммунистической партии и введение де-факто многопартийности, обеспечившей нарождающийся идеологический плюрализм, привели к ослаблению не только коммунистической партии, но и государственной вертикали власти, что разрушило связующие скрепы многонационального, многоконфессионального государства, единство которого помимо политических, экономических исторических факторов обуславливалось идеологически. Говоря об идеологическом единстве, мы имеем в виду прежде всего идеологическое единство правящей элиты, сформировавшей своеобразный класс советской номенклатуры, инкорпорация которой в правящий класс обеспечивалась принадлежностью к коммунистической партии.
Появление в республиках национальных элит, интересы которых расходились с интересами Центра - одна из основных причин распада СССР. Помимо чисто партийно-номенклатурной элиты национальных республик, заинтересованной в большей экономической и политической независимости от Центра, в каждой союзной республике образовалось значительное ядро собственной национальной интеллигенции, кровно заинтересованной в приоритетном развитии собственной национальной культуры и, в первую очередь, в доминировании на своей территории национального языка. Эти слои населения образовали национально-демократические фронты "перестройки" и объективно также способствовали процессам дистанцирования республик от России и, в конечном итоге, распаду СССР.
Говоря о крахе командно-административной системы и последующем распаде СССР, следует рассмотреть и иные сопутствующие факторы, в частности, попытку реформации отжившей системы в форме "перестройки", сопровождавшейся демократизацией общества ("гласность", "многопартийность", "нарождающийся парламентаризм" и т.д.), что также объективно способствовало децентрации унитарной государственности. Безусловно, это и слабеющая эффективность советской экономики, сосредоточенной в основном в ВПК и проигрывающей в развитии современных технологий, таких как электронная промышленность, компьютерные технологии, телекоммуникационные связи, биотехнологии и т.п., т.е. новейших наукоемких производств, создающих базу постиндустриального общества. В условиях снижения мировых цен на нефть, составляющей наряду с газом основную статью экспорта, а также при низкой эффективности сельского хозяйства либеральное крыло руководства компартии вынуждено было пойти на экономические реформы, включающие, в частности, хозяйственный расчет и большую экономическую самостоятельность республик. В этой ситуации управленческая элита России также оказалась заинтересованной в большем суверенитете самой России, бывшей экономическим донором для всех остальных (за исключением нефтедобывающей республики Азербайджан) дотационных республик. Это желание сохранить финансовые и экономические ресурсы для собственного развития и вылилось в принятие декрета о суверенитете Российской Федерации.
Наконец, общее смягчение мировой политической обстановки способствовало внутренним реформам, связанным с отказом от мобилизационной административно-командной системы, эффективно работающей в условиях внешнего противостояния, но малосостоятельной при свободной конкуренции.
Следует отметить несостоятельность сведения причин распада СССР к злой воле отдельных российских политиков или к теории внешнего заговора. Безусловно, определяющими стали глубинные внутренние причины, связанные с центробежными процессами. О деструктивной роли национальных элит уже говорилось выше, а интегрирующий фактор экономических взаимосвязей республик в условиях вхождения в мировую экономическую систему оказался ослабленным. Уже постсоветский период СНГ показал, что России выгоднее продавать энергоресурсы за конвертируемую валюту в страны Европы, чем по бартеру менять на менее качественные товары из "ближнего зарубежья". "Челноки" из России устремились на рынки Польши и Китая, а не в страны постсоветского пространства. Кроме того, обретение государственной самостоятельности России привело к ее более быстрой политической трансформации в сторону демократических преобразований, в сравнении, например, со среднеазиатскими и закавказскими республиками. Так, например, в республиках Средней Азии в целом более низкий образовательный статус населения, высокая рождаемостъ и ряд чисто исторических причин, связанных с пережитками клановой организации элиты и самого общества, тормозят становление демократической государственности.
Прочее о социологии:
Технология социальной работы с детьми
Технологизация деятельности современного человека, развития и функционирования общества, всего социального пространства со всей остротой поставила вопрос об определении сущности социальных технологий как общественного явления.
При опреде ...
Метод когнитивного картирования в оценке социально-технологической
компетенции муниципальных служащих города Липецка и Липецкой области
Современные научные подходы к построению комплексной оценки сегодня не возможны без применения когнитивного подхода к исследованию, позволяющего связать в единое целое множество процессов, протекающих в экономической, социальной и политич ...
Социальная политика и социальная защита населения (национальная модель Узбекистана)
Понятие "политика" (от греч. "государство") означает сферу деятельности государственных и общественных структур по подготовке и реализации решений, имеющих основополагающее, принципиальное значение для определения напр ...