Известно, что современное человечество очень многообразно по своему составу. Оно имеет две — три тысячи этнических общностей. Существующие сегодня на земле государства (их около двухсот) полиэтничны. Это заставляет смотреть на этнические проблемы как на наиболее приоритетные в политике любого государства, в том числе и России.
Усилившиеся межнациональные конфликты, все более разгорающиеся национальные страсти, борьба за защиту "национальных" ценностей, распространение форм этнической и расовой дискриминации свидетельствуют о том, что проблема национальных противоречий и этнических особенностей начинает занимать одно из центральных мест среди факторов социализации.
Еще недавно в странах СНГ эта проблема не входила в число насущных и безотлагательных проблем социальной жизни. Декларируемые в СССР идеи братства и равенства всех народов играли роль условного щита. Этнические проблемы не столько решались, сколько замалчивались как не существующие. Вместе с тем в связи с распадом СССР усугубились проблемы беженцев: это выезд из стран Ближнего Зарубежья, выезд из зон вооруженных конфликтов (Азербайджан, Грузия, Армения и др.), увеличение числа беженцев из зон экологических бедствий и катастроф (Чернобыль, Армения, Южный Сахалин и др.).
В эпицентре актуальных проблем государственной образовательной политики оказалась проблема оптимизации отношений между представителями разных этносов и культур. Сложность и напряженность сопутствуют сегодня межэтническим и межкультурным контактам и требуют решения проблем их адаптации.
Нужно отметить, что в зарубежной науке исследования проблемы социализации детей в разных этнических условиях проводятся уже давно. В России вплоть до 30-х годов XX столетия она также занимала достойное место среди социологических и психологических проблем. После длительного перерыва, как уже было сказано выше, сегодня данная проблема становится одной из самых актуальных.
Под этносом понимается "исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами, стабильными особенностями культуры (включая язык) и психического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований". Этническая или национальная принадлежность человека, как установлено, определяется, прежде всего, языком, который он считает родным, и культурой, стоящей за этим языком.
Каждый этнос имеет специфические особенности, совокупность которых образует его национальный характер или психический склад, которые проявляются в национальной культуре. Этнопсихологи выделяют такие различия, например, в характере и традициях труда людей, в особенностях быта, представлениях о семейных взаимоотношениях и взаимоотношениях с другими людьми, о добре и зле, красивом и некрасивом и т.п.
Нужно иметь в виду, что этнические особенности характеризуют не отдельного человека, а многочисленные группы — нации. Формируются они в течение веков и даже тысячелетий под влиянием природно-географической среды, экономических, социальных, религиозных и других обстоятельств, в которых проживает тот или иной этнос.
Наиболее очевидно этнические особенности проявляются на уровне обыденного сознания. Например, американцы называют друг друга по имени, но это еще не означает, что они находятся в дружеских отношениях, как это принято у европейцев. Или пунктуальность как черта личности, имеющая высокую оценку у немцев, мало значима для испанцев и еще меньше для жителей Латинской Америки.
А.В. Мудрик (1991) отмечает, что в различных странах этнос можно рассматривать как фактор социализации разного уровня. В национальных государствах, где подавляющее большинство жителей принадлежит к одному этносу, он — макрофактор. В том случае, когда какой-либо этнос представляет собой компактно проживающее или интенсивно общающееся национальное меньшинство в том или ином поселении, он — микрофактор. В нашей стране этнос — мезофактор, так как даже компактно проживающие многочисленные этносы, имеющие собственную государственность (в автономных республиках), являясь элементом Российского государства и общества в целом, не могли не испытать на себе их влияния и не воспроизвести в своей жизнедеятельности ряда характерных для них свойств и признаков.
Прочее о социологии:
Понятие и сущность социальной политики
Социальная политика трактуется как неотъемлемая функция цивилизованного государства и модернизированного общества.
Социальная политика представляет собой обязательный элемент деятельности общества и государства, ее важнейшую область, где ...
Аннотация
Адаптация, диагностика, исправительное учреждение, клиент социальной работы, консультирование, пенитенциарное учреждение, ресоциализация, социализация личности, социальная защита, социальное обеспечение, специалист по социальной работе
Н ...
Национальная политика
Составной частью политической деятельности государства, призванной регулировать межнациональные отношения в различных сферах жизни общества - является национальная политика.
Гуманистические принципы политики в области национальных о ...