По характеру пространства ориентировка слепых разделяется на два вида: ориентировка в микропространстве и ориентировка в макропространстве. Микроориентация – это восприятие и оценка окружающего пространства и предметов, с которыми человек непосредственно контактирует в процессе какой-либо деятельности. Макроориентация – это восприятие и оценка пространства за пределами зоны непосредственного контакта. Макроориентация происходит в большом открытом пространстве, связана с изменением места наблюдения, и поэтому является наиболее сложной для слепых.
Человек ориентируется в пространстве, вступает во взаимодействие с предметами и людьми, принимает решение, как поступить по отношению к тому или иному предмету. Способность свободно ориентироваться на местности и взаимодействовать с окружающей средой называется мобильностью. Мобильность имеет очень важное значение в жизни слепого. Она позволяет ему быть самостоятельным, уверенным в себе. Мобильность помогает незрячим поддерживать постоянную связь с окружающим миром, благотворно влияет на психическое и физическое состояние слепого, облегчает контакты с людьми, является необходимым условием для полноценного общения.
Мобильность и пространственная ориентация тесно связаны между собой. Пространственная ориентация сама по себе, без мобильности, не имеет смысла. Без пространственной ориентации слепой не может взаимодействовать со средой, не может быть мобильным. Непосредственная связь пространственной ориентации слепых с их самостоятельным передвижением позволяет понимать пространственную ориентацию не только как собственно самостоятельное передвижение, но и как возможность заниматься активной деятельностью.
Программа обучения слепых пространственной ориентировке предусматривает обучение правильному толкованию внешних раздражителей, формирование у них правильных предметных и пространственных представлений и выработку правильных приемов и навыков, необходимых для успешных действий в любой обстановке. Главная задача организованного обучения, определяемая программой, – дать каждому незрячему ученику оптимальный уровень знаний и навыков пространственной ориентации. Профессор В.С. Сверлов делит навыки на три ступени, три уровня.
Обучение начинается с элементарных навыков I ступени: незрячий должен самостоятельно ориентироваться и действовать в бытовых и производственных помещениях, на приусадебном участке своего жилого дома и на территории предприятия, учреждения где он работает. Эти навыки соответствуют минимальному уровню пространственной ориентации, которым большинство овладевает самостоятельно до организованного обучения, кроме людей с осложненной слепотой.
На уровне II ступени слепой должен самостоятельно ориентироваться в открытом пространстве, на улицах и маршрутах постоянной необходимости, находить на каждом маршруте наиболее доступные и удобные ориентиры. Уровнем II ступени самостоятельно овладевает незначительная часть слепых. Большинство же из них нуждается в организованном обучении в специальных школах для слепых детей. Необходимо добиться, чтобы слепые, овладевшие навыками II ступени, смогли в дальнейшем развивать и совершенствовать их самостоятельно в любой обстановке, т. е. с помощью автодидакции.
Прочее о социологии:
Революционная деятельность, студенческие годы
В1906 года Сорокина арестовывает полиция и помещает в тюрьму в городе Кинишма. В конце апреля 1907 года он был освобожден под гласный надзор полиции, некоторое время продолжает свою революционную активность, перейдя на нелегальное положен ...
Решение проблем
занятости социально незащищенных групп населения
Проблема занятости инвалидов.
Особое внимание Закон «О социальной защите инвалидов» уделяет обеспечению занятости инвалидов. Закон предусматривает финансово-кредитные льготы специализированным предприятиям, применяющим труд инвалидов, а ...
Алкоголизм – социальная угроза. Причины алкоголизма и
особенности проблемы
Употребление алкоголя – массовое явление, связанное с такими социальными категориями, как традиции и обычаи, с одной стороны, и общественное мнение и мода, с другой. Также потребление алкоголя связано с психологической особенностью личнос ...