По характеру пространства ориентировка слепых разделяется на два вида: ориентировка в микропространстве и ориентировка в макропространстве. Микроориентация – это восприятие и оценка окружающего пространства и предметов, с которыми человек непосредственно контактирует в процессе какой-либо деятельности. Макроориентация – это восприятие и оценка пространства за пределами зоны непосредственного контакта. Макроориентация происходит в большом открытом пространстве, связана с изменением места наблюдения, и поэтому является наиболее сложной для слепых.
Человек ориентируется в пространстве, вступает во взаимодействие с предметами и людьми, принимает решение, как поступить по отношению к тому или иному предмету. Способность свободно ориентироваться на местности и взаимодействовать с окружающей средой называется мобильностью. Мобильность имеет очень важное значение в жизни слепого. Она позволяет ему быть самостоятельным, уверенным в себе. Мобильность помогает незрячим поддерживать постоянную связь с окружающим миром, благотворно влияет на психическое и физическое состояние слепого, облегчает контакты с людьми, является необходимым условием для полноценного общения.
Мобильность и пространственная ориентация тесно связаны между собой. Пространственная ориентация сама по себе, без мобильности, не имеет смысла. Без пространственной ориентации слепой не может взаимодействовать со средой, не может быть мобильным. Непосредственная связь пространственной ориентации слепых с их самостоятельным передвижением позволяет понимать пространственную ориентацию не только как собственно самостоятельное передвижение, но и как возможность заниматься активной деятельностью.
Программа обучения слепых пространственной ориентировке предусматривает обучение правильному толкованию внешних раздражителей, формирование у них правильных предметных и пространственных представлений и выработку правильных приемов и навыков, необходимых для успешных действий в любой обстановке. Главная задача организованного обучения, определяемая программой, – дать каждому незрячему ученику оптимальный уровень знаний и навыков пространственной ориентации. Профессор В.С. Сверлов делит навыки на три ступени, три уровня.
Обучение начинается с элементарных навыков I ступени: незрячий должен самостоятельно ориентироваться и действовать в бытовых и производственных помещениях, на приусадебном участке своего жилого дома и на территории предприятия, учреждения где он работает. Эти навыки соответствуют минимальному уровню пространственной ориентации, которым большинство овладевает самостоятельно до организованного обучения, кроме людей с осложненной слепотой.
На уровне II ступени слепой должен самостоятельно ориентироваться в открытом пространстве, на улицах и маршрутах постоянной необходимости, находить на каждом маршруте наиболее доступные и удобные ориентиры. Уровнем II ступени самостоятельно овладевает незначительная часть слепых. Большинство же из них нуждается в организованном обучении в специальных школах для слепых детей. Необходимо добиться, чтобы слепые, овладевшие навыками II ступени, смогли в дальнейшем развивать и совершенствовать их самостоятельно в любой обстановке, т. е. с помощью автодидакции.
Прочее о социологии:
Технология поиска
работы
Специалисту по социальной работе по роду своей профессиональной деятельности зачастую приходится объяснять клиентам, оставшимся без работы, что и им самим необходимо делать определенные шаги в поисках рабочего места. Ниже приводятся подхо ...
Основные характеристики социальной роли
Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли.
По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта. ...
Отражение социальных проблем и способов их решения (исследование на
основании анализа материалов городской газеты)
Социальные проблемы и способы их решения в реальной ситуации и на конкретно интересующей территории возможно изучить, только исследовав их путём анализа документов либо проведения опроса населения.
Мы провели исследование методом контент ...