Принята комплексная программа «Семья» на 2001-2005 гг. Основная ее цель – укрепление межотраслевого принципа взаимодействия всех государственных, муниципальных и общественных институтов по разрешению социальных проблем семьи и детей. Ежегодно принимаются программы «Адресная социальная поддержка населения города Благовещенска», «Здоровый ребенок», «Образование и здоровье», «Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних» и др.
Чтобы решить проблему социального иждивенчества, Управление социальной защиты населения администрации Благовещенска приняло в 2002-2004 гг. попытку развить институт самопомощи неблагополучных семей детей в разрешении их проблем. При муниципальном центре социальной помощи семье и детям действуют «Школа социального успеха», «Домашний парикмахер», «Няня на дому» и др. Уже 68 семей сняты с учета как семьи «социального риска».
Таким образом, наиболее важная задача системы социальной защиты на всех уровнях власти – вернуть семье ее статус, помочь адаптироваться к новым социально-экономическим условиям без потерь и личностных потрясений.
Однако в действующей в настоящее время социально-экономической программе развития города и области практически не просматривается модель развития территории, органов местного самоуправления. Ее необходимо разработать.
Для этого можно предложить изменить нынешнюю ситуацию по следующим стратегическим направлениям социального развития.
1. Разработка научно-технической концепции исследования развития муниципального образования и определение ориентира действий социального развития. Принятие законодательных и других нормативно-правовых актов Амурской области («О социальном заказе», «О социальных нормативах», «Об организации социальной работы», «О статусе работника социальной службы» и др.).
2. Анализ социальных функций органов местного самоуправления по разграничению полномочий в сфере социальной защиты населения, не подкрепленных финансами.
3. Изменение действующей социальной инфраструктуры с определением социальной и экономической эффективности.
4. Развитие социального строительства (специализированные жилые дома для одиноких престарелых граждан в счет передачи их приватизированного жилья в муниципальную собственность по договору, социальные гостиницы и социальное жилье для малоимущих семей).
5. Использование различных форм (коллективной, кооперативной, частной) собственности в системе содержания и воспитания дошкольников, развитие некоммерческого сектора по предоставлению социальных услуг. Опора на активное участие в организации работы общественных семейных организаций (женсоветов, ассоциаций многодетных, родителей детей-инвалидов и др.).
6. Создание и развитие институциональных структур социального развития (социально-медицинской реабилитации женщин, помощи семье и детям-инвалидам, несовершеннолетним, бездомным), социально-консультативных пунктов по месту жительства. Образование целевых благотворительных и внебюджетных фондов социального развития, особенно территориальных общественных фондов. При этом растет число занятых членов местного сообщества и главное — помощь оказывается не напрямую, а косвенно, т. е. снижается иждивенческий настрой у желающих получить социальную поддержку.
7. Разработка программ и проектов, реализация мероприятий социальной помощи инвалидам: приспособление для них объектов социальной и производственной инфраструктуры, создание образовательных учреждений, где инвалиды могли бы получить профессию. Развитие молодежного и семейного волонтерского движения, разработка программ, необходимых для этого маркетинговых исследований.
8. Чтобы обеспечить стратегическую направленность развития, на территории городского муниципального образования следует создать единый информационный социально-аналитический центр (социальное агентство) с банком данных развития социальной сферы муниципального образования. Это позволит не только координировать работу отраслевых ведомств социальной сферы, но и картографировать территории муниципального образования, обозначить участки с неблагополучным социальным климатом. Это позволит также увеличить собираемость местных налогов, а главное – сосредоточить усилия на помощи наиболее нуждающимся в ней, постепенно снижать уровень бедности, безработицы, сиротства, бездомности, инвалидности, одинокой старости и т. п., улучшать социальное здоровье всего населения города.
Прочее о социологии:
Виртуальная культура и ее сущность
Проблематика виртуальной реальности давно вышла за пределы научной сферы кибернетики и достигла границ гуманитарного знания, где находит свой отклик в рамках социально-философской, психологической и культурологической проблематики. Спектр ...
Становление и развитие социологии в России XX века. Особенности
развития социологии в России в период доминирования тенденции психологизма
Формирование и развитие психологической тенденции в социологии было обусловлено несколькими факторами. Изменения, происходившие в общественной и экономической жизни разных государств, и прежде всего бурное развитие в ряде стран с развитым ...
Позиция слушающего
Слушающий — это и есть тот человек, которому не надо делать больно. Слушающий — это объект речи. Позиция слушающего выдвигается на первый план в паре "говорящий — слушающий", в речевой коммуникации его позиция приоритетна. Этот ...