В основе профессионального правосознания лежит усвоение:
1) общих принципов права, правовых норм, связанных с профессиональной деятельностью;
2) профессиональных стереотипов, устоявшихся форм и приемов деятельности;
3) групповых профессиональных оценок, социальных предпочтений.
В основе научного правосознания лежат более объемные представления о действии всей правовой системы.
Правовая действительность осваивается в ее сущностных характеристиках.
Правовые факторы соотносятся с социальными.
Близко к понятию правовой культуры стоит понятие правовой системы.
Если правовая культура берет явления правовой действительности в статике, то правовая система оценивает эти явления в динамике - как некоторую действующую целостность.
Правовую систему образуют в совокупности три определяющих правовых явления:
- писаное право как система норм,
- юридическая практика,
- правовая идеология».
При этом юридическая практика включает в себя элементы правовой культуры:
- правоотношения,
- правовые учреждения,
- правовое поведение.
В ходе социализации индивид усваивает не только нормы и законы, но и все элементы правовой системы, в том числе правовые понятия.
Таким образом, основу правовой социализации
составляют:
- усвоение правовых норм и занятие определенной позиции по отношению к этим нормам;
- оценка непосредственной реализации норм в юридической практике, выработка отношения к правовым институтам и учреждениям;
- усвоение правовой идеологии как системного, научно обоснованного отражения правовой действительности в идеях, понятиях, принципах.
а)
Наиболее исследованы процессы усвоения правовых норм, конкретных законов. Конкретно-социологические исследования позволяют изучать вербализованное отношение:
- к знаемым нормам, отдельным положениям закона,
- к конкретным законам, комплексам законов, регулирующих однородные общественные отношения.
б)
Не менее изученным (хотя и недостаточно систематизированным) является отношение граждан к реализации законов.
в)
Перспективным (хотя и недостаточно разработанным) направлением социологии права является изучение правовых понятий граждан.
Еще предстоит исследовать:
- субъективную освоенность правовых понятий,
- зависимость конкретного правового поведения от степени объемности этих понятий,
- соотношения значения и смысла правовых понятий.
При этом важно учитывать, что нет универсальных правовых понятий.
Традиционный подход к усвоению в процессе социализации правовых норм предполагает, что индивид:
- знает эти нормы;
- формирует отношение к ним;
- следует той или иной модели поведения.
Наибольшее число исследований в социологии права посвящено именно проблемам знания права:
- осведомленность граждан о тех или иных нормах,
- способы получения информации,
- степень доверия к источникам информирования и т.д.
Важным фактором, влияющим на принятие юридически значимого решения, является информированность граждан и должностных лиц, принимающих решение во исполнение закона.
Данные различных социологических исследований свидетельствуют, что уровень информированности явно недостаточен для обеспечения правомерного поведения.
Прочее о социологии:
Особенности орг-ции, управления и администрирования в с.р.
Орг., управл. и админ. играют значит. роль в соц. р-те. Управление
–д-ть по целенаправленному изменению устройства, функционирования и развития системы с использованием механизма обратной связи.
Соц.управление – разновидность менеджмента ...
Эффекты массовой коммуникации и их влияние на жизненные установки
Современная молодежь предпочитает иные, чем у ее родителей, установки, которые имеют большую практическую значимость. Большая часть молодых людей в возрасте 15 – 20 лет в процессе поиска жизненно важной информации обращается к средствам м ...
«Реализация государственной кадровой политики в агропромышленном комплексе Российской Федерации»
Региональные программы кадрового обеспечения АПК реализуются прежде всего по трем направлениям: подготовка кадров, профессиональная переподготовка, государственная финансовая поддержка специалистов.
Анализ существующей государственной ка ...