Таким образом, отношения детей и родителей необходимо рассматривать в контексте возраста. С точки зрения И.А. Логиновой, «динамичность детско-родительских отношений описывается не только с точки зрения возрастных изменений, но и с точки зрения возрастных особенностей родителя. Возраст - это фактор, который опосредует все отношения личности, в том числе и отношение к детям».
Таким образом, можно видеть, что детско-родительские отношения разными психологами описываются весьма различными понятиями и терминами, которые определяются исходными теоретическими позициями авторов. Вместе с тем, практически во всех подходах можно усмотреть исходную дихотомию, которая создает двойственность или поляризацию родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к защите и безопасности, безусловное принятие и внимание, целостное отношение к нему. С другой - родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. Именно родитель приводит ребенка к реальности, является носителем общественных норм и правил, оценивает его действия, осуществляет необходимые санкции, которые обусловлены определенными родительскими установками.
В педагогической литературе понятия «стиль родительского отношения», «тип семейного воспитания», «родительская позиция» очень часто рассматриваются как синонимы. Под стилем семейного воспитания понимают многомерное образование, включающее когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.
Определены три типа уклада семейной жизни с точки зрения его педагогической целесообразности: благоприятный для воспитания, педагогически противоречивый и неблагоприятный для воспитания.
Благоприятный для воспитания уклад семейной жизни характеризуется положительной направленностью духовной жизни семьи, благоприятной нравственной и трудовой атмосфере, положительным примером родителей в труде, доверительными отношениями между взрослыми и детьми.
Педагогически противоречивый уклад семейной жизни характеризуется тем, что при наличии социально-ценностных ориентации и хорошей духовной направленности жизни семьи, нравственная и трудовая атмосфера ее является противоречивой, отношения между взрослыми и детьми складываются стихийно, могут иметь место семейные конфликты, увлечения членов семьи не всегда способствуют правильному воспитанию детей.
Неблагоприятному укладу семейной жизни присущи неурегулированные отношения между членами семьи, нарушение правил поведения в быту, антигуманистические проявления в личных отношениях.
В благополучной семье каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям - еще и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Здесь законом жизни является желание и умение понимать другого человека, каждый свободно выражает свое собственное мнение по любому вопросу, и все относятся к нему серьезно, с уважением. При этом хорошо развиты самокритика, доброжелательная критика к любому члену семьи, взаимная терпеливость и корректность в случаях несовпадения мнений.
Важный показатель благополучной семьи - стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, преподносить друг другу приятные сюрпризы, вместе путешествовать. И еще один признак благополучной семьи — открытость, добрые отношения с родственниками, с соседями, с друзьями и знакомыми.
Существует широко распространенное заблуждение о том, что бытовой комфорт семьи автоматически обеспечивает благополучную психологическую атмосферу. Конечно, бытовая неустроенность семьи нередко, взаимодействуя с другими неблагоприятными условиями, провоцирует неблагополучие ее психологического климата. Однако и многим семьям с высоким бытовым комфортом при обедненной духовной жизни присущ психологический дискомфорт.
Под неблагополучной семьей мы вслед за Т.И. Шульгой будем понимать семью, в которой наблюдается девиантное поведение, социальная неустроенность, психологическая и моральная неготовность воспитывать детей, педагогическая безграмотность.
Существует несколько классификаций девиантных семей.
Л.Я Олифриненко разделяет неблагополучные семьи на три группы, в зависимости от глубины семейного кризиса:
1. превентивные - семьи, в которых проблемы имеют незначительные проявления и находятся на начальной стадии развития неблагополучия;
Прочее о социологии:
Социальная мобильность: понятие и сущность
Талантливые личности, несомненно рождаются во всех социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижения, можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности быстро поднимаются и получают высокие ст ...
Исследование общественных коммуникаций
В целях анализа институциональных образований в практиках научных коммуникаций мы предлагаем выделить несколько пересекающихся аспектов.
1. Традиционное деление научных коммуникаций на формальные и неформальные представляет интерес в кон ...
Организация и проведение ярмарок вакансий
Служба занятости ежегодно проводит ярмарки вакансий рабочих и учебных мест для молодежи и выпускников учебных заведений. На ярмарках молодежи предлагают ознакомиться с банком данных свободных рабочих мест, самостоятельно подобрать себе ра ...