Немаловажен и тот факт, что в традициях наших семей называть мужа дочери (зятя) сыном, а жену сына (невестку) дочерью. Получается простая модель – в семью новый член входит на правах ребенка. Считается, что назвать родителей супруга мамой и папой – признак хорошего отношения. Говорят про зятя или невестку: «он нам как сын» или «она нам как дочь», «мы взяли в свою семью» и так далее. Старшее поколение имеет заранее заложенную (хотя бы на уровне названности) возможность осуществлять родительские функции: не только контролировать новоиспеченных «сына» или «дочь», но и диктовать им свои правила и даже наказывать, то есть выполнять любые воспитательные функции.
Понятно, что если молодая пара в большей или меньшей степени материально зависима от старших, то возможность контроля или наказания находится в прямой зависимости от «длины материального поводка», на котором держат молодую пару. Такое положение приводит к нарушению границ молодой семьи, их полной прозрачности, к изменению или даже полному исчезновению правил функционирования молодой семьи. И, как итог, происходит нарушение эмоционального взаимодействия, возникают напряженность, чувство общей неудовлетворенности браком, иногда происходит нарушение сексуальных отношений на фоне невысказанных обид и нерешенных проблем.
Этих наиболее часто встречающихся обстоятельств уже достаточно, чтобы молодая семья приложила максимальные усилия для того, чтобы жить отдельно от родителей. Хотя, по данным исследования, более 67 % членов молодых семей в Красноярском крае отмечают, что их родители хорошо относятся к браку своих детей, поддерживают их и помогают, и только 8 %, что родители мешают их браку.
В зарубежной литературе есть специальный термин для российской семьи – ENMESHED FAMILY – слитная, спутанная, пророщенная друг в друга семья. Такая специфика российской семьи во многом сложилась из-за низкого уровня материального благосостояния людей. Ведь очевидно, что если бы у молодой семьи была реальная возможность взять долгосрочный кредит в банке под умеренный процент, то появилась бы возможность обзавестись собственным жильем. Тогда и период взаимной адаптации прошел бы менее болезненно без влияния ближайших родственников, поскольку, когда у молодых людей есть возможность жить отдельно, у них постепенно вырабатывается определенный эмоциональный и психологический опыт разрешения трудных ситуаций и, наконец, просто больше возможностей общаться, разговаривать (а это одно из самых главных обстоятельств) на всей территории своего жилья, будь то кухня или ванная комната. Процесс взаимной адаптации пройдет быстрее и безболезненнее, безусловно, при необходимом условии – любви и желании жить вместе.
Таким образом, для формирования собственной семьи человеку необходимо психологически отделиться от своих родителей, достичь определенного уровня психологической зрелости. В противном случае имеет место психологическая неготовность к браку, незрелость супругов, которая и определяет их чрезмерную привязанность к своим родителям (обычно к матери).
Существуют в молодых семьях и сложности с умением распределять бюджет, которое формируется обычно трудно, методом проб и ошибок, иногда по схеме «как делает моя мама». Но вся беда в том, что девушка или молодой человек, стремясь опираться на родительский опыт, не осознают с достаточной полнотой, что способ расходования средств, принятый в их семьях, был весьма далек от оптимального, и таковым он кажется только в силу отсутствия знаний об альтернативных вариантах. Психологическая проблема состоит также в неумении отказаться от чего-либо, необходимого одному из супругов, для удовлетворения общей потребности. Кроме того, причиной конфликтов становится простое неумение договариваться, искать компромиссные варианты решения общей проблемы.
Создает серьезные конфликты и процесс физиологической, сексуальной адаптации молодых партнеров.
Распределение ответов на вопрос: «Что мешает удовлетворенности в браке …», %
Стаж семейной жизни |
Недостаток доверия и любви |
Сексуальная безграмотность |
Привычка и скука |
Усталость от работы |
Плохое здоровье |
Другое |
До года |
16,13 |
6,45 |
6,45 |
41,94 |
6,45 |
22,58 |
1-3 года |
14,65 |
6,37 |
10,83 |
48,41 |
4,46 |
15,29 |
3-5 лет |
14,49 |
5,07 |
13,04 |
54,35 |
2,17 |
10,87 |
5-10 лет |
16,35 |
3,21 |
12,50 |
49,36 |
6,41 |
12,18 |
10-15 лет |
12,69 |
5,97 |
7,84 |
52,24 |
8,21 |
13,06 |
Свыше 15лет |
17,06 |
5,14 |
8,64 |
42,99 |
14,02 |
12,15 |
Всего |
15,44 |
5,02 |
10,04 |
48,13 |
8,55 |
12,82 |
Прочее о социологии:
Методы и этапы проектирования
Проектирование – ответственный этап, требующий знания законов общественного развития. Оно не должно опираться (ориентироваться) на субъективные желания и устремления людей, какими бы благими намерениями они ни сопровождались. Избавиться о ...
Институт образования
Система образования относится к числу важнейших социальных институтов. Она обеспечивает социализацию индивидов, посредством которой они развивают качества, необходимые для непременных жизненных процессов и преобразований. Институт образов ...
Структура и функции социологии
Структура социологического знания характеризуется многоуровневым характером и включает следующие элементы:
· Общая социологическая теория.
· Специальные социологические теории (теории среднего уровня).
· Конкретные социологические иссл ...