Многие авторы, занимающиеся проблемами аккультурации, пришли к выводу, что действительно у индивидов и групп обычно имеет место один из следующих выборов: ассимиляция, сепаратизм, маргинализация, интеграция. Одним из продуктивных выборов является интеграция, которую называют "конструктивной маргинальностью", "межкультурной компетентностью", а индивида, сделавшего такой выбор, - "человеком мультикультуры".
Таким образом, успешная адаптация не всегда представляет собой ассимиляцию с чужой культурой и приспособление к новой среде. Индивид, хорошо приспособленный к жизни в новом обществе, вместе с тем может удовлетворить потребности своей этнической или культурной группы. Он может овладеть богатствами еще одной культуры без ущерба для ценности собственной.
В настоящее время известны модели подготовки индивида к межкультурному взаимодействию:
- дидактическая (эмпирическая) модель, которая отличается методом обучения;
- общекультурная (культурно-специфическая) модель выделяется по содержанию обучения;
- модель, в которой имеют место различия относительно той сферы личности, в которой человек стремится достичь основных результатов (когнитивной, эмоциональной или поведенческой).
Так как представители разных народов и культур по-разному интерпретируют причины поведения и результаты деятельности, следует помочь им понять их, что, в свою очередь, позволяет освоить те атрибуции, которые характерны для взаимодействующих культур. Для этого целесообразно использовать атрибутивный тренинг, направленный на решение задачи объяснения поведения представителей другой культуры. В этом случае обучающиеся не отказываются от собственной культуры, чтобы стать похожими на представителей другой культуры, а учатся видеть ситуации с точки зрения ряда этнических групп, понимать диапазон видения мира членами разных этносов.
Однако чтобы обучить взаимодействию представителей различных этнических групп, необходимы специальные программы. Они называются "культурными ассимиляторами". Первые "культурные ассимиляторы" были разработаны американскими психологами в начале 60-х годов для американцев, взаимодействующих с арабами, греками-тайцами и др.
Авторы программ ставили своей целью за короткое время дать обучающимся как можно больше информации о различиях между двумя культурами. "Культурный ассимилятор" является техникой когнитивного ориентирования. Он состоит из описания ситуаций (от 37 до 100), в которых взаимодействуют персонажи двух культур, и из интерпретации наблюдаемого поведения. При этом информация подбирается так, чтобы представить наиболее значимые различия между культурами. При подборе ситуации учитываются взаимные стереотипы, различия в ролевых ожиданиях, обычаи, особенности невербального поведения и др.
К настоящему времени создано много "культурных ассимиляторов", но ими обычно пользуется узкий круг лиц, к тому же нет ассимиляторов, в которых были бы учтены многонациональные субъекты взаимодействия, что особенно актуально для России. В то же время во многих регионах страны работают учителя, не имеющие опыта межкультурного общения, четких представлений об этнических различиях между народами и уже тем более о моделях подготовки к межкультурному взаимодействию и программах типа "культурного ассимилятора". Разработка и внедрение таких моделей и программ является одной из основных задач реформирования современного образования. Существенное продвижение в этом направлении возможно путем объединения усилий педагогов, психологов, этнологов, культурологов и др.
Прочее о социологии:
Типология семей
Типология семей - распределение семей в зависимости от существования особенностей их социально-демографического состава и функций.
Исторические типы в зависимости от характера распределения семейных обязанностей и лидерства
:
1) традицио ...
Профессиональная
ориентация, профессиональное обучение и переквалификация безработного населения
Одним из направлений политики в области занятости населения является профессиональная ориентация граждан.
Основная цель профессиональной ориентации – оказывать содействие гражданам, обращающимся в центр занятости, в определении подходяще ...
Организация работы по ориентированию и мобильности
с людьми потерявших зрение в ВОС. Вводное занятие
Цель занятия
– на данном этапе определяется имеющийся уровень навыков ориентировки и мобильности, исследуется ориентационные возможности незрячего и их дальнейшее развитие. Выясняется, что конкретно хочет получить ученик от занятий на ку ...