Подобных взглядов придерживаются и российские ученые. Часть из них считает, что причиной уменьшения рождаемости стало постепенное изменение, а затем и отмирание экономической потребности в детях (А. Г. Волков, А. Г. Вишневский, А. Б. Синельников, А. И. Антонов и др.). Происходит откладывание значительной части рождений, а возможно, и окончательный отказ от них. Так, рождаемость в возрасте максимальной интенсивности деторождения (20-24 года) в 90-е гг. снижалась опережающими темпами в сравнении с двумя следующими возрастными группами. В 2000 г. рождаемость в этом возрастном интервале сократилась по сравнению с 1990 г. на 39% (в возрастной группе 25-29 лет, соответственно, на 26%, в возрастной группе 30-34 года — на 25%).
Немаловажное значение имеет и тот факт, что часть населения страны (как женщин, так и мужчин) бесплодны, т. е. не способны к продолжению рода от рождения или в результате каких-либо заболеваний еще до окончания фертильного возраста. В начале 1990-х гг. частота бесплодных браков в России превысила критический уровень Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) — 15%, при котором проблема приобрела государственное значение — число бесплодных пар достигло 4,5-5 млн. Снижение численности населения фертильного возраста сократило интенсивность рождений, прежде всего, в наиболее активных репродуктивных группах, 20-29 лет, в которых был отмечен наибольший рост нарушений детородной функции. Для женщин показатель бесплодия вырос с 53,2 чел. на 100 тыс. в 1990 г. до 66,1 в 1999 г., т. е. почти на четверть. Рост мужского бесплодия также значителен, по различным данным клинической статистики, он составил почти 50% [9, с. 45].
Другие авторы считают, что переход к малодетности связан с переоценкой ценностей и изменением этической системы, господствующей в обществе (Л. Е. Дарский, В. А. Белова), потребность в детях является лишь средством удовлетворения других, фундаментальных потребностей человека.
Прочее о социологии:
Этапы развития и институционализации социологии в
России
Становление любой науки связано с ее институционализацией, то есть приобретением данной наукой всех атрибутов социального института. Выделяются две формы институционализации: внешняя и внутренняя. В процессе внешней институционализации на ...
Культура группы
В больших социальных группах (классах, нациях, территориальных общностях) культура (ценности, идеалы, верования, обычаи, традиции) возникает самостоятельно как достаточно автономная часть общенациональной культуры.
Для классов и професси ...
Этнические особенности и их роль в социализации
Известно, что современное человечество очень многообразно по своему составу. Оно имеет две — три тысячи этнических общностей. Существующие сегодня на земле государства (их около двухсот) полиэтничны. Это заставляет смотреть на этнические ...