Активность государства в стремлении "подправить" демографическую ситуацию в постпереходные, 1980-е годы оказалась также неэффективной и имела скорее отрицательные, чем положительные демографические последствия.
В чем заключались основные особенности демографического перехода в России.
Первая — это высокая скорость изменения модели воспроизводства. Исходное, предпереходное состояние воспроизводства характеризовалось очень высоким уровнем смертности, прежде всего детской (326 ‰), т.е. треть родившихся умирала не дожив до года. До 15-ти летнего возраста не доживало более половины детей. Ожидаемая продолжительность жизни составляла 29 лет для мужчин и 31 год для женщин. Кроме того, было характерно очень раннее вступление в брак, более половина их заключалось в возрасте до 20 лет. В начале ХХ века, каждым 100 россиянкам необходимо было родить 530 детей, чтобы обеспечить простое замещение поколение, тогда как спустя всего 50 лет — не более 213.
Вторая — слабая выраженность демографического взрыва, в результате одновременного снижения рождаемости и смертности. Падение рождаемости было следствием быстрой урбанизации. В начале века доля городского населения в Росси составляла 12%, а в конце 1960-х годов достигла 70%. Одновременно свои плоды дала эпидемиологическая борьба, вакцинация детей, распространение медицинского обслуживания и т.д.
Третье — политические, социальные и военные катаклизмы ХХ века лишили Россию демографического выигрыша, который приносит большинству стран демографический переход. Они просто "поглотили" человеческие ресурсы. В результате, когда страна вышла из полосы катастроф, потенциал демографического роста был уже практически исчерпан.
Сегодня Россия находится на той же стадии демографического развития, что и большинство развитых стран и основной моделью служит суженное воспроизводства населения, на фоне его сильного постарения. Рост численности населения страны возможен лишь за счет миграций.
Второй демографический переход
Стабилизация процессов воспроизводства не означает консервации установившейся модели. Сегодня многие ученые говорят о начале второго демографического перехода, который отчетливо обозначился в наиболее развитых странах, и признаки которого виды и в России. Второй демографический переход связан с фундаментальными изменениями в жизненном цикле поколений, изменением системы ценностей людей, их представлений о наиболее приемлемом возрасте вступления в брак и формирования семьи.
Для него существенным становится не столько количественный рост населения и соотношение между рождаемостью и смертностью, сколько сознательное, определяемой на уровне семьи или личности отношение к рождению детей и собственному здоровью, принципиально иное демографическое поведение.
Особенности:
· сексуальная революция, понимаемая как развитие контрацепции, обретение женщинами, наравне с мужчинами, сексуальной свободы, и как следствие нормальное распределение ответственности за создание семьи и рождение ребенка;
· общее сокращение числа регистрируемых браков; рассмотрение гражданских браков, или иных форм совместного проживания как полноценной альтернативы регистрируемому браку; брак из терминальной ценности все больше превращается в инструментальную;
· широкое распространение неполной семьи, в которой ребенок живет с одним из родителей. В Скандинавии такие семьи составляют до 40% всех семей, в России - 28%;
· отодвигание сроков вступления в брак и рождения первого ребенка на 2-4 года (с 20-24 лет до 25-29 лет), что значительно снижает вероятность рождения 2-го и 3-го ребенка; продление сроков рождения детей до физиологических пределов;
· сокращение вклада в суммарную рождаемость ранних возрастов (15-17 лет) и рост доли рождаемости в более старших возрастах, после 30 лет;
· значительная регулируемость рождаемости: от сроков рождения до желаемого пола ребенка; исключение абортивного поведения как способа регулирования рождаемости; сокращение рождаемости в юных возрастах;
Прочее о социологии:
Этапы формирования и развития рабочих групп
Модель Б. Такмена используют при анализе формирования команд, а именно: 1) формирование, 2)возмущение (или смятение, конфликт), 3)упорядочение (или нормирование), выполнение (или решение задачи) и 5)прекращение деятельности (или расформир ...
Созвездие семьи
Важное влияние на ребенка оказывает его положение в созвездии семьи. Приобретя достаточный опыт, мы можем зачастую классифицировать детей в соответствии с этим положением и узнавать, являются ли они первенцами, единственными детьми, младш ...
Объем продукции
Аналогично проведенным выше расчетам (пункт 2.5) произведем расчеты необходимых величин по результативному признаку. Результаты группировки оформим в виде таблицы 3. По формулам (1.1) и (1.2) определяем: ; ;
Таблица 3 Группировка приборо ...