· «обоюдное актерство»: партнеры играют романтические роли в соответствии с ожиданиями друг друга, друзей близких и чтобы не обмануть эти ожидания, выйти из принятых ролей уже не могут;
· «общность интересов»: одинаковость увлечений принимаются за родство душ;
· «уязвленное самолюбие»: кто-то не замечает или отвергает, и появляется потребность победить, сломить сопротивление;
· ловушка «неполноценности»: человек, не пользовавшийся успехом, становится объектом ухаживания и любви;
· «интимная удача»: удовлетворенность сексуальными отношениями заслоняет все остальное;
· «взаимная легкодоступность»: быстрое и легкое сближение создает иллюзию полной совместимости и безоблачной жизни на брачном горизонте;
· ловушка «жалости»: брак из чувства долга, ощущения необходимости покровительствовать;
· ловушка «порядочности»: длительный период знакомства, добрачные интимные отношения, обязательства перед родственниками или друг перед другом морально заставляют вступить в брак;
· ловушка «выгоды» или «пристанища»: в чистом виде – это «браки по расчету». Нередко заключение супружеского союза оказывается выгодным для одного или обоих партнеров. Тогда под «вывеской» любви скрываются меркантильно-экономические интересы, согласно некоторым данным, для женщин это главным образом материальная обеспеченность будущего мужа, для мужчин–заинтересованность в жилплощади жены (по-видимому это связанно с тем, мужчины чаще мигрируют, а после развода оказываются в худших жилищных условиях).
«Ловушки», как отмечают Добрович и Ясицкая, могут привести и к любви, и к удачному браку при условии преодоления эгоизма, осознания мотивов вступления в брак и своей возможной вины.
Нередко побудительной причиной вступления в брак является и конформизм («быть как все»). Такие супружеские союзы иногда называются «браками по стереотипу».
Как уже отмечалось, к вступлению в брак человека может подтолкнуть и боязнь одиночества. Чаще всего на такой шаг решаются те, у кого нет постоянных друзей, не хватает внимания со стороны окружающих. Кроме того, человек может страдать от застенчивости, замкнутости, неуверенности в себе, и тогда важен не реальный избранник, а брак как таковой, поэтому первое дружеское знакомство у таких людей может закончится браком. По словам Э. Фромма, в этих случаях сила увлечения, ощущения, что каждый «сходит с ума» от другого, принимается как доказательство силы любви, в то время, как это доказательство лишь их предыдущего одиночества. Брак, в основе которого лежит дефицит общения и признания, таит в себе самом опасность, поскольку семейная жизнь, не сводится к одному лишь обмену знаками внимания, любезностями, демонстрациями положительных чувст. Человеческие отношения в браке оказываются богаче, сложнее, многограннее, чем те, что насыщают первый голод общения и стремления избавиться от одиночества.
К группе браков, заключенных из-за боязни одиночества, можно отнести и браки, которые заключаются в какой-то степени из «мести»: брак с любимым человеком по определенным причинам не возможен, и супружеский союз создается с другим претендентом на руку и сердце, чтобы, во-первых, избежать одиночества, а во-вторых доказать свою объективную привлекательность.
В результате исследований, проведенных Камалдиновой, удалось выявить две распространенные группы дисфункциональных браков, которые получили условное название «браки по легкомыслию» и «стимулированные браки». Эти виды брака очень тесно связаны между собой. Их основой выступает мера ответственности. [38]
По словам Гурко Т.А. [8] сейчас брак как юридически, так и фактически помолодел. Пик брачности у женщин в настоящее время приходится на возраст до 20 лет. Это около 25% невест брачного возраста–девушки моложе 20 лет Вступление в брак в этом случае, является ярким примером безответственности, легкомысленности, причем с самыми разными мотивами. Среди них присутствует желание повысить свой социальный статус, стремление перейти из инфантильной категории учащихся в категорию семейных людей. Но это и желание уйти из-под опеки родителей или из родительского дома, потому что детско–родительские отношения в юношеском возрасте чрезвычайно конфликтны. В этом случае брак используется не как самостоятельная ценность, а как способ удовлетворения каких-то других потребностей. Очень часто такие браки оказываются недолговечными, потому что молодые супруги, «наигравшись в семью», изначально не связанные особыми духовными и эмоциональными узами, решают расстаться.
Что касается стимулированных или вынужденных браков, то это браки, заключенные в результате добрачной беременности партнерши. По всей мировой статистике они распадаются как минимум в два раза чаще, чем браки, заключенные по любой другой мотивации. Оба партнера, понимавшие уже до заключения брака, что это далеко не оптимальный вариант, затягиваются в такие объективные сложные отношения, как супружеские, появляется ребенок, обычно нежелательный или нежеланный как минимум для одного из партнеров, и он дезорганизует супружеские отношения. По данным Навайтис [28]., 21% будущих молодоженов и 19,6% молодых супругов среди мотивов, побудивших их заключить брак, указали на беременность По мнению Шнейдера[50] добрачная беременность не является безусловной причиной семейного кризиса. Чаще всего она только подталкивает к юридическому подтверждению постоянной интимной и психологической связи. Но она может подтолкнуть к этому и те пары, которые недостаточно подготовлены к принятию семейных прав и обязанностей. Кроме того, отмечает Шнейдер, такие пары нередко неподготовлены к браку. Психологически наиболее проблемной становится ситуация беременности после кратковременного знакомства.
Прочее о социологии:
Технология соц. моделирования
Моделирование – исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение реально существующих процессов, явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя. Ф-ции мод ...
Понятие социального института, его виды
Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно важно упорядочить, регламентировать и закрепить некоторые социально-значимые отношения, сделать их обязательными для членов общества. Базисным элементом регулирования ...
Социальный контроль над проституцией как социальной девиацией
Существует три модели социального контроля за проституцией: прогибционизм, регламентация и аболиционизм'7. Первая модель основана
на запрете проституции и юридическом (уголовном или административном) преследовании лиц, занимающихся прости ...