Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.
Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
§ Принимать активное участие в жизни семьи;
§ Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
§ Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
§ Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
§ Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
§ Уважать право ребенка на собственное мнение;
§ Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
§ С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
Приложение 5. Примеры совместных проектов родителей и детей
1. «Цветочек Доброты».
Вместе с ребенком придумайте цветок необычной формы. Его можно нарисовать и раскрасить красками или фломастерами. Можно сделать в виде аппликации, плоской или объемной.
Размер – желательно 15х15 см. В серединку цветка поместите фотографию Вашего ребенка. В процессе работы побеседуйте с малышом, выясните, какие цвета ему больше нравятся, каким он представляет себе волшебный цветок, который живет в его сердце и помогает ему говорить добрые слова и делать добрые дела. Узнайте, как Ваш малыш понимает слово «добрый». Дайте ребенку возможность именно ВМЕСТЕ с вами сделать этот необычный Цветок Доброты. Не бойтесь философствовать – дети многое понимают глубоко.
2. «Машина времени».
Подберите детские фотографии каждого члена семьи (или хотя бы одного). Поделитесь с ребенком своими воспоминаниями об этом периоде Вашей жизни. На листе размера А3 или чуть больше расположите детские фотографии взрослых членов семьи и фотографию Вашего ребенка. Изобразите фон (с элементами природы или быта) в виде рисунка или аппликации, на котором будут помещены Ваши фотографии, т.е. объедините их простым сюжетом.
3. «Волшебная страна семьи».
Изобразите на листе ватмана фантастическую страну, в которой хотела бы жить Ваша семья (это может быть рисунок или аппликация с использованием вырезок из журналов, открыток).
Фантазируйте вместе с ребенком. Затем на этот рисунок поместите фотографии всех членов семьи. Предложите ребенку расположить их так, как он захочет, обсудите с ним, почему это именно так, побеседуйте с ребенком о положительных качествах, достоинствах членов Вашей семьи, особенностях их характера. Поразмышляйте, как можно выразить свою любовь к тому или иному близкому человеку исходя из особенностей его характера.
Выразите восхищение Вашей Волшебной страной. Если получится, делайте этот проект все вместе, причем не забудьте «захватить» с собой в Волшебную страну семьи домашних животных или еще что-то любимое и дорогое.
Приложение 6. Результаты диагностики
Методика Р. Жиля
Уровень социальной адаптации дошкольников
Типы детско-родительских отношений
Прочее о социологии:
Брак – основа семейных отношений
«Брак
– это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к обществу».1
Иными словами, брак – ...
Парадигма, метатеория и метасоциология.
Парадигма- термин, введенный американским историком науки и философии Куном. Под парадигмой Кун понимал "признанное всеми научное достижение, которое в течении определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем ...
Еврейская Диаспора и Израиль
Первые еврейские общины за пределами Израиля появились во времена Вавилонского пленения (700 г. до н.э.). Кроме того, евреи обосновались на Аравийском полуострове и в Египте. После еврейских восстаний против римлян (66-135 гг н.э.) евреи ...