В обогащение педагогической теории и практики значительный вклад внес К.Д. Ушинский. Он сумел создать первую в России стройную педагогическую теорию, выдвинуть концепции, разработка которых осуществлялась в науке и практике XX века [7, с.83].
В работе "Человек как предмет воспитания" К.Д. Ушинский отмечал, что педагогическая наука не может развиваться изолированно от других антропологических наук. Особенно большое значение он придавал психологии.
Изучение психических явлений, подчеркивал К.Д. Ушинский, "есть необходимые условия для того, чтобы воспитание наше, сколь возможно, перестало быть рутиною или игрушкою случайных обстоятельств и сделалось, сколь возможно же, делом рациональным и сознательным". [26, с.83]
В педагогической антропологии К.Д. Ушинский раскрыл физиологические и психологические процессы обучения. На этой основе он сформулировал целый ряд дидактических принципов: природосообразность, сознательность и активность ("ясность", "самостоятельность учащихся"); наглядность; последовательность и систематичность ("постепенность"); доступность ("отсутствие чрезмерной напряженности или чрезмерной легкости"); прочность ("твердость усвоения").
Научная деятельность В.М. Бехтерева имела колоссальное значение для последующих исследований в области психологии и физиологии ребенка. В работе "Личность и условия развития ее здоровья" он доказал зависимость формирования здоровья от условий работы ребенка в школе. Интересен, на наш взгляд, и вывод, сделанный В.М. Бехтеревым, - рациональное воспитание должно развивать в ребенке "тот бодрый дух, который столь необходим с житейскими невзгодами". Этот вывод весьма актуален и сегодня, особенно при организации здоровьесберегающего образования.
Решение проблемы здоровья детей нашло отражение в государственных документах молодого советского государства. Начиная с 1918 года был принят ряд декретов, направленных на сохранение здоровья детей: об организации детского питания, об охране здоровья, об удовлетворении потребности школ в земельных участках для игр, физических упражнений и сельскохозяйственного труда учащихся, о нормировании учебной деятельности школьников и др. [7, с.76]
Государственная политика в области образования советского периода характеризовалась такими принципами, как всеобщность, бесплатность, обязательность. Школа была единообразной. Акцент делался на овладение обучаемыми знаниями, умениями, навыками. Школа этого периода была ориентирована на поступление выпускников в вузы. Вместе с тем именно в этот период вопросы охраны здоровья начинают рассматриваться с позиции жесткого контроля над соблюдением санитарно-гигиенических норм. В перечень функциональных обязанностей руководителя школы был включен контроль над обеспечением исполнения санитарно-гигиенических правил и норм в учебно-воспитательном процессе.
Проблему состояния здоровья учащихся и влиянии на него учебного процесса исследовал известный советский педагог В.А. Сухомлинский, который отмечал, что "примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе - плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя" [26, с.78]. Решение проблемы здоровьесбережения учащихся определялось в этот период на основе роли и профессионализма учителя, сочетающего в своей деятельности гигиенически правильно организованный педагогический процесс с индивидуальным подходом к обучаемым (С.М. Громбах, Н.Б. Коростелев) [10, с.18].
Конец сороковых, начало пятидесятых годов вновь ставят проблему формирования здоровья. Новая установка на гигиенический аспект ЗОЖ была вызвана суровой необходимостью послевоенного времени. Во многих публикациях того времени подчёркивалась роль семьи в привитии детям навыков здорового образа жизни, но авторы не предлагали ни концепций, ни механизмов формировании ЗОЖ школьников. Исследования этого периода акцентировали внимание на необходимости создания оздоровительной атмосферы в учреждениях образования.
Прочее о социологии:
Этап возникновения конфликта
Конфликтные отношения зарождаются, когда складывается атмосфера напряженности между оппозиционными сторонами, выражающая наличие определенного предмета спора и конкуренции, несовпадения позиций политических субъектов. На этом этапе пружин ...
Гистограмма и кумулята
Анализ рядов распределения можно наглядно проводить на основе их графического представления.
Гистограмма применяется для изображения интервального вариационного ряда. При построении на оси Х откладываются величины интервалов, а частоты и ...
Штрихи к портрету
Карл Маркс - самый знаменитый и влиятельный социальный мыслитель XIX века. Его идеи почти полтора столетия использовались и продолжают использоваться в программах самых разнообразных социальных движениЙ в различных районах земного шара. Н ...